Постмодернизм: характеристика явления

Что такое постмодернизм?

Постмодернизм – это не течение и не направление, это широкое культурное явление, которое включает в себя философию, искусство, психологию и даже науки (постмодернистская геометрия, например). Появился он после второй мировой войны – 40-50 годы. Согласно прогнозам футурологов, постмодернизм – последняя стадия развития культуры. В 21 веке сформировался такой глобальный корпус культуры, что переварить его – задача трудоемкая и длительная. Инвентаризация мировой культуры – суть постмодернизма. Это первая эпоха в истории искусства, где нет канона. Чтобы вы не сделали, все можно подать, как искусство. Как следствие, появляется много халтуры, которая носит название «китчевое искусство», т.е. подделка.

Характеристика постмодернизма: особенности и признаки:

  1. Эклектичность – сочетание различных стилей, языков, элементов, жанров (например, роман «Лавр»). Пиджак и кеды, платье и сапоги – все это тоже примеры. Еще один характерный пример — компиляция – музыка диджея, который не придумал ничего сам, не умеет играть, но соединяет чужие мелодии и получает свой коктейль. Сами ингредиенты не внушают доверия, но результат впечатляет, ведь главное – мастерство бармена. Постмодернизм – это паразитирующее явление, которое использует уже придуманные образцы. Ретромания, цикличность, повторение – мы обречены на круговорот культуры.
  2. Лояльность и толерантность или плюрализм культурных языков и стилей. Постмодернизмм ничего не отрицает. Всякий культурный опыт он вовлекает в орбиту практики. Нет недопустимого, нет границ, нет противостояния хорошего и плохого. Формируется единое культурное поле: если модернизм все отрицал, то постмодернизм отрицает отрицание и принимает все. Иначе говоря, модернизм перебесился.
  3. В связи с цикличностью появляется интертекстуальность – основной прием постмодернистов, который заключается в цитировании. Например, в музыке это получило название «сэмплирование»: Мадонна покупает музыку у Abba. Глобальная цитация облегчает задачу нового искусства. Зачем описывать заново то, что уже описал Пушкин? Можно воспользоваться гиперактивной ссылкой на его «мороз и солнце», как сделала Ахмадулина в одном из стихотворений. Таким образом, постмодернизм рассчитан на грамотного читателя, опыт которого позволяет ему заниматься интеллектуальным чтением. Люди, не знакомые с литературой, если выразиться иносказательно, будут толпиться холле небоскреба в то время, как человек эрудированный в два счета доберется до пентхауса. Неслучайно звезды постмодернистской литературы – Голдинг, Фаулз, Эко – преподаватели литературы. Они уже изучили все методики и правила написания произведений, знают, чем зацепить читателя и как им манипулировать. Литература перестает быть «уличной», как во времена Вийона. Она становится уделом ремесленников, которые творят на уровне техники, а не интуиции. Новое расчётливое искусство имеет целевую аудиторию, ориентацию на кинематографию (чтобы экранизировали книгу) и ряд ограничений. Нельзя грузить читателя с первых строк – роман никто не купит. Например, Стивен Кинг пишет свои бестселлеры по принципу сценариев, как признается сам, и мыслит уже больше, как режиссер. Коммерческий расчет ограничивает свободу творчества.
  4. Отмена основных эстетических бинарных оппозиций: нет высокого и низкого искусства. Стерты границы между массовым и элитарным. Фаулз, например, в своем знаменитом романе «Коллекционер» использует схему бульварного чтива: маньяк захватывает красивую девушку. Но вместо сцен сексуального характера читателя ждет спор об искусстве между быдлом и интеллектуальной красавицей. Типичную форму автор наполняет сложным содержанием.
  5. Эстетика безобразного. Сегодня в моде фриковая красота. Уродство эстетизируется, превозносится и культивируется. Эксцентричная красота – новое слово в искусстве. Если в 50-х годах прошлого века драматург Ионеско шокировал общество, назвав первую пьесу «Лысая певица», то сейчас певицы и бородатые, и лысые и какие только не бывают, поэтому таким названием уже никого не удивишь. Подтверждения можно найти в массовой культуре: например, художник Джефф Кунс сделал для певицы Леди Гаги обложку для альбома в стиле арт-поп. На ней певица заслоняет каноничную Венеру Боттичелли. Яркие лучи разбивают классическое понятие о прекрасном вдребезги. Эпатаж – вот новая пена, из которой выходит богиня красоты.

    Обложка альбома Леди Гаги

    Обложка альбома Леди Гаги

  6. Ирония. Все происходящее обыгрывается иронично даже в новостях, где главенствует принцип инфотеймента – «информируя, развлекай». Гифки, мемы, едкие комментарии журналистов – вот она, классическая повестка дня в 21 веке. Игровое отношение ко всему принято и в искусстве. Постмодернистское мышление выражено в цитате Бродского: «Я всегда твердил, что судьба — игра». Мир – грубый, глупый, нелепый и его ничего не исправит, судя по всему. Поэтому нам остается только смеяться и отстраниться от окружающих с помощью шуток. Ирония – спасительное поверхностное скольжение по жизни, так как углубляться в нее – значит отчаяться во всем. Человек убегает от конформизма, стереотипов, господствующей идеологии и возвышается над ними. Юмор – прививка от косности мышления. Оттого исчезают комедия и трагедия в чистом виде, появляется трагифарс.
  7. Пастиш (с итал. паштет) – передразнивание литературного образца. Автор сознательно деформирует основные черты оригинала. Это ироничная, пародийная игра. Например, Фаулз играет в Диккенса или Теккерея, воспроизводя викторианский роман. Умберто Эко взял за основу детектив Конана Дойля, когда писал «Имя розы». Все чаще встречаются приемы травестия (о высоком в низком стиле) и бурлеск (наоборот). Пример травестии – роман «Улисс» Джойса, пример бурлеска — поэма Хлебникова «В продуктовом магазине», написанная гекзаметром.
  8. Китч – «дешевый» — стилистический компонент массовой культуры, имитация искусства в промышленный масштабах. К примеру, садовый гном и очередной роман Дарьи Донцовой. Китч – это подражание внешней стороне искусства, которое характеризуют мнимая значительность, дешевый пафос и культ тривиальных житейских истин типа «пол – внизу, потолок — вверху» Ионеско. Авторы заменяют сложное многогранное содержание простейшими эмоциями и рефлексами – эротика, страх, ужас. Искажение классики в угоду массовому вкусу – еще одна личина китча. Примером может послужить экранизация новеллы Трумена Капоте «Завтрак у Тиффани». Это произведение о крахе американской мечты, едкая сатира о потаскушке с окраин без принципов и морали, но фильм – красивая мелодрама и только. Замена финала была оценена писателем, как арт-предательство, но суд он так и не выиграл. Матрешки – более приземленный и понятный пример китча.
  9. Поп-арт – постмодернистское направление в искусстве, которое переводит банальность в плоскость высокой культуры. Поэтика массовой продукции из обычных вещей делает символы. Например, банка с супом Энди Уорхола.

    "Банки с супом" Энди Уорхола

    «Банки с супом» Энди Уорхола

  10. Постмодернизм продолжает паразитировать на философии экзистенциализма. Вот поэтому нет канона – какой канон, раз нету истины? Есть движение смыслов и только.
  11. Чудовищное перепроизводство литературы. Никто не успевает читать столько книг, ведь все только и делают, что их пишут. Никогда романы не были так похожи друг на друга. Парадокс в том, что люди никогда не читали больше, чем сегодня, но наши современники поглощают информационный мусор вместо книг.
  12. Кино подкосило литературу, так как вытеснило из нее сюжет. За увлекательным сюжетом теперь приходят в кинотеатры. Сериалы – загробная жизнь романов – сделали произведения типа «Война и мир» сценариями, ведь единственный шанс на признание у этих произведений – экранизация. Ни нарративом, ни диалогами писатели больше не привлекают внимание читателя. Хотя нельзя отрицать положительное влияние кино на литературу: например, после выхода сериала «Анна Каренина» роман стал самой продаваемой книгой Толстого. Также литература стала уходить в компьютерные игры («Ведьмак» Сапковского, например).
  13. Игровая сущность литературного творчества или интерактивность. Роман вбирает в себя признаки компьютерной игры. Например, в романе Фаулза «Женщина французского лейтенанта» несколько финалов, читатель может выбрать себе по нраву.
  14. Многоуровневая организация текста, рассчитанная и на элиту, и на массовую аудиторию.
  15. Открытость финала (Кобо Абэ, «Женщина в песках»).
  16. Потеря национальной идентичности авторов. Мураками, например, пишет, как европеец, у него нет национального колорита. Эта особенность связана с политическим процессом глобализации – Евросоюз, например. В тоже время наблюдается тоска по национальной обособленности.
  17. Ориентация на множественность интерпретаций. Например, у Павича в «Хазарском словаре» есть мужская и женская версии, а также деление по религиозному признаку.
  18. Стремительная смена стилей. Скорость жизни увеличилась, если раньше мода длилась 10-15 лет, то теперь 5-7.
  19. Трансгендерность. Различие между полами стирается: носят они уже одно и то же.
  20. Антропологический пессимизм. Недоверие к прогрессу. Человек не меняется в лучшую сторону. История ничему не учит. Максимум, что можно сделать – посмеяться над этим.
  21. Шоутизация культуры. Искусство тяготеет к развлекательности. Аттракцион забвения превращает обывателя в тупого потребителя конвейерного китчевого искусства. Массовая культура оболванивает человека, от этого он становится неразборчив и не способен воспринимать интеллектуальную элитарную культуру. Поэтому в литературе, как и в других сферах искусства, появляется множество дилетантов. Другой аспект – мутация творца в менеджера и шоумена. Никто не знает, к примеру, что написал Ник Сафронов, но все знают его. Чтобы быть успешным творческим человеком в современном мире, нужно уметь популяризировать свое творчество. Например, Сергей Шнуров раскручивает свои музыкальные хиты посредством работы с прессой, собственного ток-шоу и с помощью визуализации музыки – клипов, которые распространяются в социальных сетях и медиа.
  22. Паратеатральность – совокупность новых форматов искусства. В ее состав входят хеппенинг, перфоманс и флешмоб.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

комментария 2

  1. Евгения:

    Создателя обложки альбома Леди Гаги зовут все-таки Джефф Кунс, а не Джеф Купс. Что за прекрасные малограмотные девы, не умеющие даже прогуглить имя художника, если где-то услышали неправильно, пишут для вас?

    • Литера Гуру:

      Спасибо, исправили. Опечатка едва ли является поводом для таких далеко идущих выводов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector