Характеристика творчества Франсуа Вийона: анализ стихотворения

Биография Франсуа  Вийона кратко

Франсуа Вийон (1431 — пропал без вести) – это первооткрыватель уличной поэзии, стопроцентный новатор, прообраз уличной культуры. Бродяга и преступник, он, тем не менее, получил строгое классическое образование. У него было хорошее происхождение, блестящие перспективы, но трагическая судьба распорядилась иначе: защищаясь, он ранил человека. Будущий поэт не знал, что раненый выжил и признал вину. Поэтому Франсуа решил бежать за границу, спасаясь от смертной казни. Оставшись без средств к существованию, он связался с бандитами и грабил людей на улицах. Дважды раза он попадает в тюрьму, там пишет стихи и отдает тюремщику, а тот, в свою очередь, относит начальнику тюрьмы, которому мы обязаны сохранностью творчества поэта. Вийона помиловали, освободили, и после этого он пропал без вести. Наследие составляют только стихи, доставшиеся начальнику тюрьмы.

Характеристика творчества

Автобиографичность выражается в том, что основные мотивы лирики — тема рока (баллада повешенных), тема религии и ее человеческого обличия (Жизнь и ее земные радости). Поэт пишет о себе, своим особым, грубым языком бандита, подчеркивает свой вид деятельности. Поэзия Вийона не изобилует СХВ (средства художественной выразительности). Образы весьма понятны и даже прозаичны. Игра контрастов – излюбленный прием и особенность поэта: цинизм и нежность, парадоксы (от жажды умираем над ручьем), рефрены (я всеми принят, изгнан отовсюду). Многие исследователи утверждают, что Вийон — последний поэт Средневековья.

Текст баллады «Разговор души и тела»

Спор в форме баллады меж Телом и Сердцем Вийона
— Кто там стучит? — Я. — Кто ты? — Сердце я,
Которое живет в груди твоей
И, видя, что без пищи и питья
Ты чахнешь, пса бездомного бедней,
Тебя жалеет что ни год сильней.
— Что я тебе? — Ты вздор несешь страшенный,
Ведь мы же нераздельны совершенно.
— Дай мне подумать. Жди. — И долго ль ждать?
— Пока я в возраст не войду степенный.
— Тогда смолкаю я. — А мне плевать.
— Чего ты ищешь? — Легкого житья.
— Лет тридцать прожил ты. К числу детей
Тебя не отнесешь, но блажь твоя
Тебе отстать мешает от друзей.
— Что ты умеешь? — Ничего. Верней,
Мух отличать от молока мгновенно:
Они черны, оно бело и пенно.
— И это все? — Что мне еще сказать?
— Погибнешь ты. — Уж так ли непременно?
— Тогда смолкаю я. — А мне плевать.
— Бедняга ты, признаюсь не тая.
Жить этак может только дуралей,
И будь ты вправду глупая свинья,
Тебя я извинило бы скорей,
Но ты ж других, пожалуй, поумней,
А вот себя бесчестишь откровенно,
Глумясь над общим мненьем дерзновенно.
Ответь же! — Полно попусту болтать.
— Ну, если ты грубишь мне столь надменно,
Тогда смолкаю я. — А мне плевать.
— Кто сбил тебя с пути? — Нужда моя.
Влияние Сатурна с юных дней
Гнетет меня[1]. — Что за галиматья!
Лишь человек кузнец судьбы своей,
И Соломон писал[2] не зря, ей-ей:
«Мудрец влиять способен несомненно
На роль светил небесных в жизни бренной».
— Не ври. Никто другим не волен стать.
— Неужто? — Да, таков закон вселенной.
— Тогда смолкаю я. — А мне плевать.
— Впредь жить ты хочешь лучше? — Неизменно.
— Изволь же… — Что? — Покаяться смиренно,
Лишь чтение любить самозабвенно,
Людей дурных бежать. — И тосковать?
— Опомнись, тело, иль пойдешь в геенну.
— Не все ль равно, коль я с рожденья тленно?
— Тогда смолкаю я. — А мне плевать.

[1] Влияние Сатурна с юных дней гнетет меня… — представления о влиянии небесных тел на судьбу человека имели широчайшее хождение в средние века
[2] И Соломон писал… — слова, несомненно навеянные Библией (Прем., 7, 77): «Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий».

Анализ поэзии Вийона (Разговор Души и Тела)

Противопоставление Души и Тела в человеке — основная тема стихотворения Вийона. Нравственные искания и самобичевание совестливой души в контрасте с гедонистическим началом — телом дают поразительный драматический эффект противостояния. Идея заключается в том, что душа человеческая стремится к добродетели, но тело отягощает ее своей неразборчивой природой. Герою совестно за его образ жизни (опять же, автобиографичность), но он ничего не может поделать, ведь духовная сущность бессильна без материальной оболочки. Эта оболочка живет своей жизнью в мире бездуховном и насквозь порочном, где лучше обходиться и вовсе без души. Но, тем не менее, даже в бандите духовная составляющая не дремлет, она постоянно требует отчета. Тело равнодушно к внеземеной участи души, но она не теряет надежды, даже замолкая на время. Лирического героя можно сравнить с Данте: тот же возраст, тот же кризис, та же аллегория проводника неразумного тела. Но тем интереснее произведение, что результата этой борьбы мы не знаем, ведь поэт пропал без вести, а значит, мог и начать новую жизнь в соответствии с душевными порывами, или продолжить прозябать в равнодушии апатичного тела.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *