Постмодернизм: характеристика явления
Что такое постмодернизм?
Постмодернизм – это не течение и не направление, это широкое культурное явление, которое включает в себя философию, искусство, психологию и даже науки (постмодернистская геометрия, например). Появился он после второй мировой войны – 40-50 годы. Согласно прогнозам футурологов, постмодернизм – последняя стадия развития культуры. В 21 веке сформировался такой глобальный корпус культуры, что переварить его – задача трудоемкая и длительная. Инвентаризация мировой культуры – суть постмодернизма. Это первая эпоха в истории искусства, где нет канона. Чтобы вы не сделали, все можно подать, как искусство. Как следствие, появляется много халтуры, которая носит название «китчевое искусство», т.е. подделка.
Характеристика постмодернизма: особенности и признаки:
- Эклектичность – сочетание различных стилей, языков, элементов, жанров (например, роман «Лавр»). Пиджак и кеды, платье и сапоги – все это тоже примеры. Еще один характерный пример — компиляция – музыка диджея, который не придумал ничего сам, не умеет играть, но соединяет чужие мелодии и получает свой коктейль. Сами ингредиенты не внушают доверия, но результат впечатляет, ведь главное – мастерство бармена. Постмодернизм – это паразитирующее явление, которое использует уже придуманные образцы. Ретромания, цикличность, повторение – мы обречены на круговорот культуры.
- Лояльность и толерантность или плюрализм культурных языков и стилей. Постмодернизмм ничего не отрицает. Всякий культурный опыт он вовлекает в орбиту практики. Нет недопустимого, нет границ, нет противостояния хорошего и плохого. Формируется единое культурное поле: если модернизм все отрицал, то постмодернизм отрицает отрицание и принимает все. Иначе говоря, модернизм перебесился.
- В связи с цикличностью появляется интертекстуальность – основной прием постмодернистов, который заключается в цитировании. Например, в музыке это получило название «сэмплирование»: Мадонна покупает музыку у Abba. Глобальная цитация облегчает задачу нового искусства. Зачем описывать заново то, что уже описал Пушкин? Можно воспользоваться гиперактивной ссылкой на его «мороз и солнце», как сделала Ахмадулина в одном из стихотворений. Таким образом, постмодернизм рассчитан на грамотного читателя, опыт которого позволяет ему заниматься интеллектуальным чтением. Люди, не знакомые с литературой, если выразиться иносказательно, будут толпиться холле небоскреба в то время, как человек эрудированный в два счета доберется до пентхауса. Неслучайно звезды постмодернистской литературы – Голдинг, Фаулз, Эко – преподаватели литературы. Они уже изучили все методики и правила написания произведений, знают, чем зацепить читателя и как им манипулировать. Литература перестает быть «уличной», как во времена Вийона. Она становится уделом ремесленников, которые творят на уровне техники, а не интуиции. Новое расчётливое искусство имеет целевую аудиторию, ориентацию на кинематографию (чтобы экранизировали книгу) и ряд ограничений. Нельзя грузить читателя с первых строк – роман никто не купит. Например, Стивен Кинг пишет свои бестселлеры по принципу сценариев, как признается сам, и мыслит уже больше, как режиссер. Коммерческий расчет ограничивает свободу творчества.
- Отмена основных эстетических бинарных оппозиций: нет высокого и низкого искусства. Стерты границы между массовым и элитарным. Фаулз, например, в своем знаменитом романе «Коллекционер» использует схему бульварного чтива: маньяк захватывает красивую девушку. Но вместо сцен сексуального характера читателя ждет спор об искусстве между быдлом и интеллектуальной красавицей. Типичную форму автор наполняет сложным содержанием.
- Эстетика безобразного. Сегодня в моде фриковая красота. Уродство эстетизируется, превозносится и культивируется. Эксцентричная красота – новое слово в искусстве. Если в 50-х годах прошлого века драматург Ионеско шокировал общество, назвав первую пьесу «Лысая певица», то сейчас певицы и бородатые, и лысые и какие только не бывают, поэтому таким названием уже никого не удивишь. Подтверждения можно найти в массовой культуре: например, художник Джефф Кунс сделал для певицы Леди Гаги обложку для альбома в стиле арт-поп. На ней певица заслоняет каноничную Венеру Боттичелли. Яркие лучи разбивают классическое понятие о прекрасном вдребезги. Эпатаж – вот новая пена, из которой выходит богиня красоты.
Обложка альбома Леди Гаги
- Ирония. Все происходящее обыгрывается иронично даже в новостях, где главенствует принцип инфотеймента – «информируя, развлекай». Гифки, мемы, едкие комментарии журналистов – вот она, классическая повестка дня в 21 веке. Игровое отношение ко всему принято и в искусстве. Постмодернистское мышление выражено в цитате Бродского: «Я всегда твердил, что судьба — игра». Мир – грубый, глупый, нелепый и его ничего не исправит, судя по всему. Поэтому нам остается только смеяться и отстраниться от окружающих с помощью шуток. Ирония – спасительное поверхностное скольжение по жизни, так как углубляться в нее – значит отчаяться во всем. Человек убегает от конформизма, стереотипов, господствующей идеологии и возвышается над ними. Юмор – прививка от косности мышления. Оттого исчезают комедия и трагедия в чистом виде, появляется трагифарс.
- Пастиш (с итал. паштет) – передразнивание литературного образца. Автор сознательно деформирует основные черты оригинала. Это ироничная, пародийная игра. Например, Фаулз играет в Диккенса или Теккерея, воспроизводя викторианский роман. Умберто Эко взял за основу детектив Конана Дойля, когда писал «Имя розы». Все чаще встречаются приемы травестия (о высоком в низком стиле) и бурлеск (наоборот). Пример травестии – роман «Улисс» Джойса, пример бурлеска — поэма Хлебникова «В продуктовом магазине», написанная гекзаметром.
- Китч – «дешевый» — стилистический компонент массовой культуры, имитация искусства в промышленный масштабах. К примеру, садовый гном и очередной роман Дарьи Донцовой. Китч – это подражание внешней стороне искусства, которое характеризуют мнимая значительность, дешевый пафос и культ тривиальных житейских истин типа «пол – внизу, потолок — вверху» Ионеско. Авторы заменяют сложное многогранное содержание простейшими эмоциями и рефлексами – эротика, страх, ужас. Искажение классики в угоду массовому вкусу – еще одна личина китча. Примером может послужить экранизация новеллы Трумена Капоте «Завтрак у Тиффани». Это произведение о крахе американской мечты, едкая сатира о потаскушке с окраин без принципов и морали, но фильм – красивая мелодрама и только. Замена финала была оценена писателем, как арт-предательство, но суд он так и не выиграл. Матрешки – более приземленный и понятный пример китча.
- Поп-арт – постмодернистское направление в искусстве, которое переводит банальность в плоскость высокой культуры. Поэтика массовой продукции из обычных вещей делает символы. Например, банка с супом Энди Уорхола.
«Банки с супом» Энди Уорхола
- Постмодернизм продолжает паразитировать на философии экзистенциализма. Вот поэтому нет канона – какой канон, раз нету истины? Есть движение смыслов и только.
- Чудовищное перепроизводство литературы. Никто не успевает читать столько книг, ведь все только и делают, что их пишут. Никогда романы не были так похожи друг на друга. Парадокс в том, что люди никогда не читали больше, чем сегодня, но наши современники поглощают информационный мусор вместо книг.
- Кино подкосило литературу, так как вытеснило из нее сюжет. За увлекательным сюжетом теперь приходят в кинотеатры. Сериалы – загробная жизнь романов – сделали произведения типа «Война и мир» сценариями, ведь единственный шанс на признание у этих произведений – экранизация. Ни нарративом, ни диалогами писатели больше не привлекают внимание читателя. Хотя нельзя отрицать положительное влияние кино на литературу: например, после выхода сериала «Анна Каренина» роман стал самой продаваемой книгой Толстого. Также литература стала уходить в компьютерные игры («Ведьмак» Сапковского, например).
- Игровая сущность литературного творчества или интерактивность. Роман вбирает в себя признаки компьютерной игры. Например, в романе Фаулза «Женщина французского лейтенанта» несколько финалов, читатель может выбрать себе по нраву.
- Многоуровневая организация текста, рассчитанная и на элиту, и на массовую аудиторию.
- Открытость финала (Кобо Абэ, «Женщина в песках»).
- Потеря национальной идентичности авторов. Мураками, например, пишет, как европеец, у него нет национального колорита. Эта особенность связана с политическим процессом глобализации – Евросоюз, например. В тоже время наблюдается тоска по национальной обособленности.
- Ориентация на множественность интерпретаций. Например, у Павича в «Хазарском словаре» есть мужская и женская версии, а также деление по религиозному признаку.
- Стремительная смена стилей. Скорость жизни увеличилась, если раньше мода длилась 10-15 лет, то теперь 5-7.
- Трансгендерность. Различие между полами стирается: носят они уже одно и то же.
- Антропологический пессимизм. Недоверие к прогрессу. Человек не меняется в лучшую сторону. История ничему не учит. Максимум, что можно сделать – посмеяться над этим.
- Шоутизация культуры. Искусство тяготеет к развлекательности. Аттракцион забвения превращает обывателя в тупого потребителя конвейерного китчевого искусства. Массовая культура оболванивает человека, от этого он становится неразборчив и не способен воспринимать интеллектуальную элитарную культуру. Поэтому в литературе, как и в других сферах искусства, появляется множество дилетантов. Другой аспект – мутация творца в менеджера и шоумена. Никто не знает, к примеру, что написал Ник Сафронов, но все знают его. Чтобы быть успешным творческим человеком в современном мире, нужно уметь популяризировать свое творчество. Например, Сергей Шнуров раскручивает свои музыкальные хиты посредством работы с прессой, собственного ток-шоу и с помощью визуализации музыки – клипов, которые распространяются в социальных сетях и медиа.
- Паратеатральность – совокупность новых форматов искусства. В ее состав входят хеппенинг, перфоманс и флешмоб.
Создателя обложки альбома Леди Гаги зовут все-таки Джефф Кунс, а не Джеф Купс. Что за прекрасные малограмотные девы, не умеющие даже прогуглить имя художника, если где-то услышали неправильно, пишут для вас?
Спасибо, исправили. Опечатка едва ли является поводом для таких далеко идущих выводов.