От модернизма к постмодернизму: соотношение понятий

Модернизм – это направление в искусстве первой половины 20 века, в рамках которого во многих сферах культуры произошли революционные перемены: разрушились традиции и каноны, появились новые течения и жанры.

Этот период в истории культуры характеризуется разрывом с предшествующими поколениями авторов и теми методами творчества, которые определили облик искусства. Новые творцы утверждали нетрадиционные подходы к созданию произведений и без устали обновляли устоявшиеся художественные формы. В целом, новое искусство отдавало некоторой условностью (схематизацией, отвлечённостью) стилистики. Преобладали произведения-манифесты, которые только провозглашали. Важно было не столько создать внятную, читабельную или смотрибельную альтернативу тому, что было, сколько разрушить это до основания, шокировать и эпатировать обывателя, чтобы встряхнуть его и вытряхнуть из зимней спячки пассивного восприятия искусства.

Модернизм на примере творчества Марселя Пруста

Модернизм на примере творчества Френсиса Скотта Фицджеральда

Модернизм на примере творчества Хэмингуэя

Модернизм на примере творчества Аполлинера

Модернизм на примере творчества Северянина

Постмодернизм – это…

Приемы и стилистика постмодернизма

Постмодернистский роман пример

Модернизм (кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм и др.) проявлял себя с начала 20 в. и вплоть до второй мировой войны. Ярлык «постмодернизм» охватывает всю совокупность культурных явлений, развивавшихся после второй мировой войны до настоящего времени. Суть художественного творчества модернизма и постмодернизма принципиально различна. Если модернизм – это вертикальная модель культуры, которая умножала новые изобретения и открытия, то постмодернизм – это горизонтальная модель культуры, которая росла вширь и эти нововведения осваивала, скрещивала между собой и переосмысливала. Модернизм – шоппинг, а постмодернизм – это когда ищешь место для новой вещи и думаешь, с чем ее носить.

Для модернизма был характерен сильный пафос отрицания традиционного искусства, однако параллельно с разрушением проводилась и созидательная работа. Энергия новых художников была направлена на создание художественного облика эпохи на руинах классических образцов.

Постмодернизм такую цель не преследует. Искусство постмодернизма – это  не созидание нового облика мира, это игра с теми, которые уже созданы. Модернизм стремился к поиску и воплощению завершенных и целостных художественных форм, в то время как постмодернизм демонстрирует обратное. Феномен постмодернизма — это тотальная пародия на все предшествующие эпохи. Их не отрицают и не превозносят, их просто высмеивают. Постмодернизм ничего не создает, кроме гибридов и коктейлей. Это бармен, а не ликеро-водочный завод, каковым можно считать продуктивный модернизм.

«Модернизм был еще смесью кричащих диссонансов и эйфорической надежды, в то время как постмодернизм — это поэтика благополучно состоявшейся смерти и игра посмертных масок. Все персонажи в постмодернизме легко управляемы. Манипуляция с этими персонажами подобна манипуляции с трупами. Один из ведущих теоретиков постмодернизма Умберто Эко отмечает, что язык чувств в эпоху постмодернизма вынужден прибегать к кавычкам. Это объясняется тотальным обращением к цитированию — признак эпохи, лишенной собственного содержания»

Содержание в постмодернизме всегда подается под соусом иронии в той или иной пропорции. С каждый годом становится все сложнее придумывать новое и выражаться нетривиально, ведь все уже сказано и не один раз. Например, невозможно сказать «я люблю тебя» и не быть банальным. Надо сослаться на что-нибудь, уже сказанное на эту тему, дабы продемонстрировать эрудированность, и добавить усмешку в знак того, что сам относишься ко всему этому свысока. Природа постмодернизма исключает возможность употребления всерьез таких слов, как «душа», «красота», «добро», — все это выглядит старомодным и изрядно износившимся. Они звучат не искренне, а, скорее, пошло. Но это — основополагающие понятия, последние из могикан, заменить которые просто нечем.

Статичная картина постмодернизма радикально отличается от пульсирующего, динамичного модернистского порыва. От вязкого и безысходного постмодернизма устал даже постмодернизм, в то время как модернизм перегорел, как пожарище.

Постмодернизм – мрачная антиутопия, культура, не обращенная в будущее. Она живет без надежды, в этом ее отличие от модернизма. Модернизм задавался вопросами о человеческой судьбе, строил планы на будущее (вспомнить хотя бы жизнерадостных футуристов). У постмодернизма этой обращенности в будущее нет.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *