Нежная ночь с Фицджеральдом

Если бы Френсис Скотт Фицджеральд сам написал сценарий к «Великому Гетсби», фильм бы никому не понравился. Как известно, у него сценарное дело не пошло: не умел выжать свои романы и превратить в удобоваримый «кинчик». Это сделали много позже, и хорошо, что писатель не видел экранизации. Он и так страдал алкоголизмом, негуманно добивать человека.

Зато фильм по мотивам «Великого Гэтсби» сделал Фицджеральда популярным писателем в наши дни. Книжные магазины мгновенно ответили на спрос избыточным предложением, и все чаще в метро можно встретить очаровательную девушку с объемным романом в руках. Писатель умер в нищете и безвестности, а теперь ему воздали, наконец, по заслугам. Однако своим любимым детищем (на которое он всерьез рассчитывал, но критики приняли его холодно) он считал вовсе не великий бестселлер. С особым трепетом он относился к собственной биографии, талантливо и высокохудожественно изложенной на страницах книги «Ночь нежна». Это настолько интимный творческий опыт, что, вникнув в него, вы как будто услышите шепот ночной исповеди потерянного поколения.

Тема практически всех романов Фицджеральда умещается в простой формуле «богатые тоже плачут». Писатель из небогатых провинциалов вырвался в элиту и всегда ощущал «комплекс плебея» (который, кстати, унаследовал его главный герой, Дик). Однако это не помешало ему внимательно наблюдать и скрупулёзно, детально изображать скрытую трагедию светских франтов. Умные, хорошо обеспеченные и, казалось бы, защищенные от всех жизненных невзгод и трудностей молодые люди все равно не смогли избежать тлетворного влияния войны и ее социальных последствий. Они не ветераны боевых действий, но искалечены, не несли потерь, но потеряны сами. Фицджеральд и его жена Зельда были эталонной парой своего времени: она – сказочно богата, он – модный писатель. Безупречно красивая пара вела роскошный образ жизни и эпатировала публику дерзкими выходками. Иконам стиля завидовали и подражали, обмениваясь их портретами на рождественских открытках. Внешняя сторона их безупречной жизни выглядела именно так в глазах миллионов последователей. Они – живое воплощение американской мечты и ее глобальной несостоятельности.

На самом деле, Фицджеральд описывал свои злоключения в лицах слабохарактерных, сломленных персонажей, на фоне динамичных событий и в кулуарах гламурного высшего света. Многие читатели видели лишь яркую картинку из светской хроники, но за нею всегда стояла горечь утраты и поражения от агрессивного военного времени. Личные драмы Френсиса Скотта тоже фигурируют в его творчестве. Например, он хотел поучаствовать в Первой Мировой войне и вернуться героем, как его друг Эрнест Хэмингуэй, но не успел: война закончилась. Так случилось и с главным героем его произведения «Прекрасные и проклятые». Любимая женщина, роковая Зельда Саер отказала бедному провинциалу, намекнув, что рассмотрит предложение богатого и известного Фицджеральда. Он добился ее руки, написав бестселлер «По ту сторону рая» и, как говорится,  проснувшись знаменитым. Однако он ощущал свою ущербность в сравнении с тем аристократическим кругом, в котором вращался после женитьбы, как и Дик Дайвер из романа «Ночь нежна». Долгожданный брак не принес счастья: избранница пила и в итоге заболела шизофренией. Этот же недуг мучил Николь Дайвер, героиню произведения «Ночь нежна». Главной проблемой автора было неумение использовать свой талант: сумасшедшая любовь, деньги, разгульная жизнь в бешеном ритме вскружили ему голову и не дали работать в полную силу. Его герои тоже не смогли реализовать свой потенциал. Вечеринка в 10 лет закончилась тяжелым похмельем: Зельда оказалась в больнице, Фицджеральд потерял славу и деньги. Крушение надежд отражается и в литературе.

Пустая, бесплодная, но красочная и стремительная судьба – злой рок потерянного поколения. Даже деньги, успех и известность не гарантируют счастья. Фицджеральду не хватило внутренней силы развивать свой дар. Если в 1920 году на пике славы за рассказ он получал 20.000 долларов, то в 1939 он сам просит редактора опубликовать его работу за 15 долларов в провинциальном журнале.  Это не заговор против гонимого писателя. Надо признать, Фицджеральд застрял в 20-х годах, стал заложником своего времени и даже одевался соответствующе. Падение парализовало его волю: горе он заливал алкоголем и безнадежно отстал от жизни. Вот так, рассказывая биографию автора, мы пересказали суть произведения.

Дик Дайвер, талантливый психиатр женится на богатой пациентке Николь. Он верит в свои силы и пытается вылечить ее, но женщина выпивает его до дна, хватаясь за соломинку. Герой отдаляется от жены, чуждаясь безумия и устав от него. Влюбляясь в молодую актрису Розмари, Дик пытается заглушить страсть, нивелируя ценность чувства. В итоге, он завирается и вязнет в самообмане. Его попытки состояться на своем поприще оканчиваются неудачей: все внутренние ресурсы уходят на создание видимости счастья и баланса в семье. Обе женщины разочаровываются в нем, как только он перестает питать их своей энергией и блистать на публике. Дик становится лишним и неприкаянным, нигде ему больше не находится места.

В романе меняются лишь декорации, а содержание, проблематика и герои калькированы с реальности. В художественных образах переплетаются судьбы представителей потерянного поколения: Розмари – символ постепенной феминизации общества, Николь – отражение его болезненности и аномалии после войны и революционного слома ценностей, Дик – портрет типичного сына века, каким был Фицджеральд.

Интересно? Сделай репост!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *