Сочинение на тему: Характеристика героев рассказа Александра Солженицына «Матренин двор»
Теме праведничества посвящены произведения многих литераторов. В рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» говорится о тяжелой и непростой доле русского крестьянства советского периода, о народном быте и жизни простых людей сельской местности, среди которых появляются праведники. Без этих людей не может «стоять село».
Центральными персонажами произведения являются наши обычные соотечественники с трудными, полными лишений и невзгод судьбами, со сломленными непосильным трудом жизнями. Эти герои становятся заложниками, жертвами советской эпохи, и это накладывает специфический отпечаток на их психологию, мировоззренческое видение окружающего мира и понимание смысла жизни. Рассмотрим поподробнее портретные характеристики героев, их образы и роль в произведении «Матренин двор».
Содержание:
Игнатьич
Этот герой является в произведении и рассказчиком. Передача содержания рассказа ведется от его лица. Образ Игнатьича автобиографичен. Его судьба во многом схожа с жизненным путем А. Солженицына. После отбытия заключения Игнатьич вновь оказался в средней полосе огромной страны – России. Конечно, его там никто не ждал. И работу герою, имевшему «волчий билет» нигде не предоставляли. Но в итоге Игнатьич все-таки устраивается в деревенскую школу учителем. И его мечта о спокойной и неторопливой жизни в какой-либо тихой деревушке русской глубинки начала потихоньку сбываться.
Местом его работы была школа деревни Тальново. Мужчина останавливается в доме у пожилой женщины Матрены. Игнатьичу нравилось общаться с ней. Сам он к тому времени был человеком, умудренным жизненным опытом, спокойным, неприхотливым. Игнатьич также был справедливым и умел разбираться в людях, быстро различая хороших и плохих.
Герой очень наблюдателен, он наделен многими способностями, может подметить малейшие детали, основные, важные моменты. Он может лицезреть и улавливать на слух то, чего не понимают и не замечают окружающие. О своей хозяйке, приютившей его на постой, Игнатьич говорит как о женщине с сильным характером, стойком, самоотверженном и добром человеке. Он называет ее праведницей, на таких людях держится не только деревня, но и все государство. Именно такие личности являются опорой всей страны и общества.
Матрена
Матрена – простая русская женщина-крестьянка. Ей шестьдесят лет, вся ее жизнь прошла в заботах и труде. На ней держится также и все хозяйство. Она воспитала и вырастила Киру, дочку Фаддея. Половину своего дома, горницу, Матрена собирается отдать этой неродной, но любимой дочери.
Несмотря на суровую, тяжелую жизнь, Матрена ни на кого не держит обиды и на жизнь тоже. Она не сломила и не ожесточила героиню, не сделала ее алчной и злобной, не наделила ее скептицизмом и разочарованием. Женщина всегда добрая, бескорыстная, сострадательная, как и в молодые годы.
Только среди односельчан Матрена не снискала признания, уважения. Ее положительные поступки, мудрость не принесли ей авторитета и почета в деревне. Потому что бедные духовно, изможденные непосильным трудом крестьяне душевные ценности не воспринимали и не относились к ним с должной значимостью и уважением. Деревенские жители только жаждали получить какую-то материальную выгоду, пользу. Поэтому ни от кого доброго слова и тем более благодарности в свой адрес Матрена не слышала.
Судьба героине уготовила множество испытаний и лишений: младенцами умерли ее шестеро детей, не пришел с фронта муж, женщина свыклась со своим одиночеством. В любви Матрене тоже не повезло: ее возлюбленный Фаддей не вернулся с войны, прождав его довольно долго и потеряв всякую надежду, она становится женой Фаддеевого брата. А спустя время возвратился и Фаддей, бывший долго в плену. Узнав о свадьбе своего брата и Матрены, Фаддей едва не лишил их жизни, счел родных людей предателями.
Героиня тоже Фаддея не разлюбила, и поэтому женщина жалела и мучилась, встречая его с другой. Фаддей же не мог понять и разделить чувств Матрены, он ее так и не простил, относился к ней неприязненно до конца ее жизни.
Вся жизнь героини протекала в делах и сплошных заботах, она соблюдала праздники народного календаря и все поверья, но в итоге целью ее жизни была работа на благо людей. Для них она и жила. Матрена – женщина, сильная духом, стойкая, выносливая, никогда не сидевшая без дела. Именно в труде женщина видит собственное предназначение. Также к этим ее качествам можно прибавить сострадание, жертвенность, доброжелательность, радушность.
Матрена была хорошим, сопереживающим слушателем, с ней легко было делиться проблемами – она всегда оказывала человеку утешение и духовную поддержку, всегда была готова безвозмездно прийти на помощь. Женщина не осуждает людей, не говорит ни о ком плохо. Она не сетует на трудовые тяготы и всегда радуется новому дню.
Еще одна положительная черта Матрены – это способность чувствовать и видеть красоту, прекрасное. Например, женщину трогают до слез романсы великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.
Желая помочь семейству Фаддея, героиня берет на воспитание его младшую дочь Киру. Женщина проявляет высокие духовные принципы, любит племянницу как собственную дочь. Она дает девочке образование и воспитание. Кира вырастает, выходит замуж, переезжает жить в чужую деревню. Всеми силами желая помочь Кире, Матрена отдает ее свою горницу. Девушка торопится осуществить перевозку помещения, и Матрена ей в этом помогает. Но когда сруб перевозят через железнодорожное полотно, сани разваливаются и Матрена погибает под колесами состава.
Образ Матрены писатель наделил множеством положительных качеств. Именно она является в произведении героиней с национальным исконно русским менталитетом, человеком с несгибаемым русским характером, умудренным жизненным опытом, представляющим истинную духовную ценность русской глубинки. Солженицын дает понять, что без людей, верящих в лучшее, не испытывающих любовь к окружающим, отечественные деревни прекратят свое существование.
Кира
Кира – воспитанница Матрены, Фаддеева младшая дочь. Она искренне любит свою вторую мать и уважает ее. От Матрены девочка получает прекрасное воспитание. Повзрослев, она вышла замуж и переехала в соседнее село. Изредка девушка приходит в гости к главной героине, приносит пожилой женщине продукты. Кире Матрена отказывает часть дома. И девушка спешит получить отдаваемую ей горницу и переправить ее домой, в соседнее село. При перевозке сруба Матрена погибает на железнодорожном полотне.
Кира — единственный персонаж, который неравнодушен к смерти главной героини. Она благодарна женщине как матери, сожалеет о трагической смерти Матрены, искренне плачет на ее поминках, в отличие от иных жителей деревни.
Фаддей
Григорьев Фаддей — это сильный, крепкий, выносливый деревенский мужчина, старший брат Матрениного мужа. В молодости Фаддей с Матреной собирались создать семью, но война не дала осуществиться их планам. Связь с ушедшим на фронт Фаддеем прервалась, от него не приходило никаких вестей на протяжении войны. Через 3 года на Матрене женится его младший брат, а потом спустя некоторое время, бывший в плену Фаддей возвращается домой. Явившись в деревню, Фаддей не прощает предательства брата и возлюбленной. Спустя некоторое время он создает семью с другой женщиной, тоже Матреной. Женщины обладали и похожей внешностью. Жили Фаддей с женой плохо, он часто ругал и бил ее, а она прибегала к его бывшей возлюбленной на него жаловаться.
Будучи мстительным и алчным, Фаддей настаивает на скорейшем разборе горницы Матрениного дома, в результате перевозки сруба которой главная героиня погибает.
Этот персонаж мог бы быть положительным, но война, пребывание в плену, трудные жизненные условия, предвзятое и несправедливое отношение к нему односельчан, разбитая любовь сделали его человеком жадным, злобным, жестоким, недоверчивым. Ничего святого и гуманного не осталось в душе Фаддея. Он не щадил своих родных, срывая на них свою злость и досаду, не ценил добрых и хороших дел. И герой даже не пришел проводить главную героиню в последний путь.
Таким образом, можно подвести итог сказанному выше: Солженицын в своем рассказе «Матренин двор» очень ярко, эмоционально, глубоко раскрывает перед читателями образы своих героев, их душевные качества и черты характера, особенности местного колорита и быта, показывает тяжелые условия жизни деревенских людей, их материальную и духовную нищету, низкий уровень их сознания. Также автор учит своих читателей быть человечными и жить для людей, а не только для себя.