Сочинение: Образ Дины в рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник»
(667 слов) В истории нашего Отечества было немало трагических страниц – кровопролитные войны, военные конфликты, политика красного террора и ее последствия, голодные годы и эпидемии и многое другое.
Военные события затронули творчество многих отечественных литераторов, тема войны прошла через большое количество сочинений авторов. Одной из самых затяжных войн была Кавказская война (1817 – 1864 годы). О ней и об опасной службе на Кавказе писали и упоминали многие русские писатели и поэты.
На Кавказ часто отправляли неугодных царям и правительству людей. Туда были сосланы Пушкин, Лермонтов, Бестужев-Марлинский, Полежаев, Нарежный, Шишков и другие русские талантливые литераторы той эпохи. Вынужден был уехать туда и Лев Николаевич Толстой по совету его брата Николая, который был старше его и служил уже в то время в действующей армии на Кавказе. Причиной поездки Льва Толстого стали внушительные карточные долги. Поэтому тема Кавказской войны присутствует в его творчестве, например в рассказе «Кавказский пленник». Значительное место в произведении отводится реальным событиям, участником которых стал Лев Толстой в 1853 г., во время несения им тамошней службы. В рассказе автор рассматривает такие темы, как подвиг, милосердие, сострадание, дружба. В книге автор рисует живые, реалистичные образы героев, наделяя их различными духовными и нравственными качествами и чертами характера.
Очень интересно раскрывается писателем детский образ – образ татарской девочки Дины, являющейся одним из центральных персонажей рассказа. При раскрытии характеристики этой героини читателю удается правильно понять суть самого произведения.
Как уже говорилось, Дина – дочь татарина, она с семьей живет в горском селении, ауле, на момент знакомства с ней читателей ей около тринадцати лет. Дина – стройная, красивая девочка-подросток, она имеет черные волосы, заплетенные в изящную длинную косу, темной змейкой спускающуюся по ее спине. Девочка пугливая и дикая, как горная серна. У Дины были черные глаза, светящиеся и глубокие, их блеск был заметен даже ночью. Девочка пошла внешностью и красотой в отца, она была довольно привлекательной.
Одевалась Дина скромно, носила обычно длинную рубашку, штаны и легкие башмаки. Также на ней было ожерелье из русских монет, полтинников.
Героиня также наивна и любопытна, как многие дети.
Дом Дининой семьи стоял на горе, построен он был просто, но отличался богатым внутренним убранством. Земляной пол в доме был всегда чисто подметен.
Поначалу девочка пугалась попавшего в плен русского офицера Жилина, которого отец ее держал закованным в колодки, и убегала. Но ей было интересно, как русский пил воду и ел, и она, как зверек, наблюдала за ним. К тому же, ей был интересен незнакомый язык, речь Жилина. Ей было любопытно, что значат слова, произносимые пленником.
Через некоторое время боязнь героини сменилась интересом к пленному. Она чувствовала с ним что-то общее. Впервые они увиделись, когда девочка принесла Жилину воды. Он тогда напугал ее, потому что был чужим для ее народа. Но потом Дина проникается сочувствием и состраданием к пленнику.
А когда Жилин начинает делать для татарских детишек игрушки – всякие куколки, фигурки животных, и относится к ней доброжелательно, у Дины возникает чувство доверия к русскому офицеру. Покоряют ее сердце также и искусные поделки Жилина. Он оказался настоящим талантливым умельцем.
Особенно девочку покорила глиняная кукла, сделанная Жилиным и одетая им в татарскую одежду. Он бросил игрушку на крыше, а героиня, заметив красивую куколку, взяла ее. Дина очень обрадовалась этой игрушке, потому что она не имела их. А когда кукла разбивается, девочка очень расстраивается. Чтобы ее поддержать и утешить, Жилин лепит ей еще такую же куклу. Дина была очень счастлива и начала ему тайно носить лепешки и другую еду. Она старалась, хоть чем-то помочь пленному русскому офицеру.
Помогает юная героиня Жилину и совершить побег, хотя это происходит не сразу. Офицеру удается девочку в этом убедить. Она опускает в яму, где пленных держали, длинную и прочную жердь, по ней Жилин и выбирается. Дина и тут старается помочь пленнику, пытаясь сбить с колодки Жилина замок, но сил у девочки не хватает. Героиня приносит офицеру лепешки на дорогу. Автор обращает внимание читателей, на то, каким грустным было прощание русского офицера и татарской девочки.
Исходя из сказанного, можно подвести итог, что образ героини Лев Толстой изображает с теплотой и симпатией. Он наделяет горскую девочку великодушием, добротой, состраданием. Дина проникается жалостью к Жилину. Она проявляет удивительную смелость и решимость, помогая спастись русскому офицеру.