Сочинение: Образы мертвых душ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Гениальная поэма Николая Васильевича Гоголя “Мёртвые души” изображает Россию «с одного боку», раскрывая весь негатив русской жизни тех времён. Наблюдая за приключениями мошенника Павла Чичикова, мы можем видеть всю изнанку жизни уездных городов, а также быт и привычки местных дворян или помещиков, образы которых во многих случаях стали собирательными и закрепились в русском языке на долгие годы. Кроме того, название произведения — само по себе отдельная тема для разговора. Оно имеет двойной смысл, который в совокупности составляет тематическое своеобразие поэмы. 

Первый смысл прост — это прямое название, имеющее реально существующее значение в контексте переписей населения. Проходила она в то время не часто, раз в десятилетие, а то и реже. И каждый раз задача её была фиксировать реальное количество “живых душ”, за которые каждый помещик был обязан платить налог. Вне переписи изменить количество уплачиваемого налога было нельзя, поэтому часто бывало так, что помещики были обязаны несколько лет продолжать платить за реально умершего человека, что, конечно, крайне им не нравилось, но ничего сделать было нельзя.

Второй смысл тоже заключал в себе “мертвые души”, но относились они уже не к крестьянам. Автор по очереди показывает нам жизнь помещиков, дворян и чиновников своего времени, и мы видим, что эти жизни ничего не стоят, что они духовно мертвы, пали душами, что и даёт поэме второй метафорический смысл. Чичиков сталкивается с “мертвыми душами” поочерёдно не случайно — мы понимаем, что автор начинает с малого и идёт к большему: возрастает порочность и омертвение душ среди героев.

Первым мы видим дворянина Манилова, к которому Чичиков едет встречаться сразу после приезда в уездный город NN. Гоголь описывает его так: «…черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…». Сначала Чичикову лицо этого господина симпатично, но после он отмечает, что у этого дворянина ума с гулькин нос, а осознанности во взгляде совсем не чувствуется. Весь разговор он впустую размышляет о своих планах, которые никогда не реализует, сам он пуст и бездеятелен, только создает видимость, а на деле лишь разговаривает и переливает из пустого в порожнее. «Ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» — заключает о нем свое мнение автор.

Вторым мы видим Коробочку — жадную, закостенелую в своих порядках пожилую даму, которая одержима идеей получения выгоды. Для Гоголя она — символ ограниченности, он даже называет её «дубиноголовая». Ничего не заботит Коробочку кроме её личного хозяйства, и что бы ни случилось, она первым делом пытается что-то втридорога продать. Другие дела и люди её не интересуют, а символом её омертвелости и застоя автор изображает старинные часы, стоящие в её доме, которые давно не идут. 

Следующий герой — Ноздрев — азартный игрок, лжец, сплетник и любитель охоты. Самая ярая страсть героя — это охота. Он не умеет вести хозяйство, заботиться о достатке в доме, у него нет системы жизненных ценностей, даже на судьбу своих детей ему совершенно наплевать. Он живёт лишь в своё удовольствие, беспокоясь о винном погребе, хорошо обустроенной псарне и коллекции ценного оружия, развешенной по стенам.

И в завершении этого “хоровода” мы видим ещё двух персонажей — Собакевича и Плюшкина. Не просто так Чичиков посещает этих помещиков последними. Когда мы видим их, читаем описание их жизни и узнаём характер — мы понимаем, что здесь описана самая низшая ступень душевной деградации, или омертвелости. Так, Собакевич, в погоне за материальной выгодой, обманывает и предает, его поступки зачастую выглядят просто крайне бесчеловечно. Низость его души удивляет, о совести он давно забыл, да похоже уже и не помнит такого слова. Другой герой — Плюшкин — стал просто апофеозом всего упадка дворянского сословия. Его мания накопительства граничит с сумасшествием, а возможно, уже давно пересекла эту грань. И самое печальное в этом то, что на страдания об обрекает е только самого себя, но и своих крестьян, которые обязаны потакать его безумию.

Кроме того, автор в своей поэме указывает на то, что “омертвелым” стал весь аппарат чиновников. Он показывает его нам пышным, праздным, полным дичайшего абсурда. Чиновники тут делятся лишь на два вида: толстые и тонкие. Этим гротескным приёмом Гоголь как бы говорит нам, что золотой середины для этих людей не существует, вся их сущность наполнена лишь бюрократией и погоней за новыми чинами. Они подхалимы, взяточники, скупердяи и казнокрады. Они сплетничают и пакостят друг другу, не стесняясь регулярно писать доносы на коллег. Все их разговоры не более чем поверхностная болтовня о новостях в газетах, погоде и собаках.  

Подытоживая вышесказанное, хочется отметить, что реальные “мертвые души” в поэме Гоголя конечно же не крестьяне. Прочитав поэму и осмыслив её, мы понимаем, что бездуховностью страдают лишь люди, которые которые ни дня в своей жизни не трудились, а наживались на крепостном праве в стране. Помещики являлись настоящим непосильным грузом, вываленным на плечи русского народа — крестьян. А чиновники ужасают своим безразличием к простым людям, особенно к нуждающимся.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector