Итоговое сочинение: Человек или общество?
(377 слов)
Пожалуй, мало какая тема будет так же популярна в любой культуре и в любую эпоху, как противостояние одного индивида с остальным обществом. Многие писатели из разных веков и стран задавались вопросом, способен ли один человек выступить против общего мнения и победить? И главное, за кем стоит правда в этом конфликте? В русской литературе существует огромное количество примеров борьбы человека с коллективом, и каждый писатель приходил к своему выводу.
Так Л. Н. Толстой в своём романе «Воскресение» изобразил судьбу князя Дмитрия Нехлюдова. С раннего возраста он вступил в конфликт с окружающими: вёл умеренную жизнь, мечтал о всеобщем счастье и даже отдал своё имение крестьянам. В итоге, он был осмеян ими, как позёр и сумасброд. В конце концов, герой сдался, заглушил свой внутренний голос и начал заботиться только о своих потребностях. Однако через некоторое время он становится присяжным на суде над Катериной Масловой, которую он когда-то совратил. Испытанное потрясение и муки совести толкают его на путь исправления, он забывает о старых привычках, вновь начинает любить людей, и даже следует за Масловой в Сибирь, желая искупить вину. Итак, с одной стороны, мы видим российское общество, погрязшее в пороке, продажности и лицемерии. С другой, переродившийся Нехлюдов, который в конце романа возвышается над окружающими, но, несмотря ни на что, всей душой верит в человечество и готов простить ему все его недостатки.
Кардинально другой взгляд на ситуацию выражает советский писатель А.А. Фадеев. В его романе «Разгром» перед нами разворачиваются боевые действия на Дальнем востоке во время Гражданской войны. По мнению литератора, в столь тяжёлые времена люди должны быть едиными и работать заодно, забыв об эгоизме. Автор показывает, как коллектив партизанского отряда перевоспитывает вора и дурака Морозку, который в финале превращается в верного своему долгу красноармейца. Другой персонаж произведения — Павел Мечик. Молодой человек добровольно присоединился к отряду, мечтая о славе и подвигах, но жизнь партизана вскоре разочаровывает его. Он начинает презирать окружающих. Сначала Мечик халатно относится к своим обязанностям, потом вступает в конфликт с Морозко, а в конце романа дезертирует, забыв о долге и чести.
Сравнив творения Толстого, который подобно Грибоедову, Лермонтову и другим русским писателям XIX века вставал на сторону гонимых одиночек, и деятеля социалистического реализма Фадеева, который жил во времена коллективистской идеологии СССР, мы в полной мере понимаем, как взгляды на одни и те же вещи могут изменяться из века в век.
Автор: Михаил Щепин