Смысл текста песни Егора Летова «Государство»

Егор Летов — настоящий гений перестроечной ушедшей эпохи. Несмотря на «выдержку» текстов его песен, они остаются актуальными и в наше время. Весьма ярким примером для обоснования данного суждения служит композиция «Государство», являющаяся «атомом» альбома «Всё идёт по плану».

Эта песня открывает слушателю абсурдность и жестокость бытия. С первых строк Летов говорит о недосягаемости и иллюзорности свободы. Она ограничена «ржавым бункером», а дверь «заколочена крестом». Эти сравнения подтверждаются отечественными реалиями: мы вечно с кем-то воюем, даже когда враг не штурмует наши города. Властям необходима эта атмосфера не проходящей войны, иначе люди будут задаваться вопросами, почему так плохо живут. Чтобы сместить акцент с внешней политики, завязанной на воровстве и блате, правительство активно разрабатывает новый конфликт, дабы смаковать его по телевидению. Это и есть ржавый бункер – символ вечного осадного положения, игра в которое уже давно устарела, поэтому на нем появилась ржавчина. Дверь оттуда заколочена крестом – это символ… вы и сами знаете, чего, ведь живете в стране, где права неверующих гарантируются меньше, чем иные. Абстрагируясь от очевидного значения, которое лучше не упоминать, вспомним древнейший вариант: крест – символ мученичества. Каждый обитатель этого бункера – мученик по умолчанию.

Основополагающую роль в тексте играет фраза: «Сладкий пряник засох давно». Она отсылает нас к древнерусской поговорке о «кнуте и прянике». Он засох, следовательно, осталась плеть. Данное явление отражает сущность нашего государства, как советского, так и нынешнего. Граждане вынуждены жить под гнётом в вечном страхе, безнадежности и безмолвии.

Отличительной чертой песен ГРоБ служит олицетворение власти исключительно через военных. Люди для нее — это лишь расходный материал, биомасса, пушечное мясо, что сполна подтверждается многочисленными историческими фактами:

Сапогом моего народа
Старшина тормозит говно…

Лирическому герою приходится жить в тени подвала, наблюдая за ужасом происходящего хаоса и произвола. Он выстраивает вокруг себя некую спасительную антиутопию, призывая народ «убить в себе государство». Оно всепоглощающе как у Гоббса или Макиавелли, поэтому не стоит идти на него с вилами и топорами. Главное – истребить в себе раболепство перед властью, лицемерный компромисс с нею. Не идти у него на поводу, ненавидя иллюзорного врага и сражаясь с мельницами, а искать собственный путь, по возможности игнорируя то, что происходит вне по-настоящему свободного внутреннего мира.

Помойное ведро — это символ панк-культуры. В тексте же это символ неугодных, место, куда попадают «отбросы общества», а наряду с ними и протестная молодёжь.

Герой Летова осознаёт своё бессилие перед страшным, громадным и обезображенным механизмом Государства. Он лишь пылинка, безмолвная тень против него:

Заранее обречённые на полный провал…

Но не всё так плачевно. Лирический герой говорит нам о том, что лишь вместе мы можем противостоять этому лживому и гнилому механизму, разрушающему страну и общество. Его призывы тогда были услышаны, народ «убил в себе государство».

«Полная яма врагов народа» — оппозиция, с которой расправляется режим. Лирический герой бережно укрывает их «сухим листом», ведь братским могилам никто счета не ведет, да и закопаны они на скорую руку. К примеру, многие жилые дома в окрестностях ГУЛАГА стоят на костях, и их жители, вороша сухую листву, не раз находили безымянные останки.

В финале песни Летов воинственно и настойчиво призывает людей, ещё не принявших духовную, нравственную, очищающую революцию, всё же пойти за ним и «убить в себе государство».

Автор: Анастасия Некрасова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector