Смысл песни «520» (группа Дельфин)

23 марта 2018 года Андрей Лысиков, больше известный как Дельфин, выпустил свой десятый сольный альбом “442“. Критики положительно отозвались о новой пластинке, а фанаты творчества артиста, ознакомившись с новым материалом, судя по всему, прониклись еще большей любовью к деятельности своего кумира. Кроме того, с полной уверенностью можно утверждать, что своей меткой злободневностью альбом удивил и зацепил аудиторию, ранее остававшуюся равнодушной к фигуре Лысикова.

Смысловым ядром альбома по общему признанию публики стал трек “520”; на него был снят клип, премьера которого состоялась на youtube канале Дельфина. О песне и дополняющем ее видео хотелось бы поговорить более подробно, ведь для полного их понимания требуется детальный разбор поэтической и визуальной составляющих.

Как и в аудиовизуальном продукте – клипе, так и в тексте, мы встречаем отрешенного от действий лирического героя, который с тоской и болью наблюдает за происходящим вокруг и приглашает нас так же, как и он, присмотреться к окружающей действительности, задуматься и дать оценку событиям и месту, которое каждый из нас занимает в них. Видеоряд наполнен животрепещущими сценами с протестных акций, сценами насилия с обеих сторон: митингующих, требующих справедливости, и представителей власти, усмиряющих толпу. Здесь следует отметить, что хотя герой и пытается демонстрировать свою аполитичность и непричастность к какому бы то ни было из лагерей, все же прослеживается, что он скорее склоняется на сторону народа: в видео об этом говорит иронично поставленная на край телевизора резиновая уточка (один из символов оппозиционного движения в РФ), в тексте использование местоимений, отождествляющих его с толпой (“нас”, “нам”, “мы”).

В песне говорится об атмосфере тотального замалчивания, царящей в стране: услышанным здесь можно быть лишь “бросая фаеры слов”. Встречается в ней и мотив отчаяния от несбыточности надежд, сложности в существующем укладе воплотить в жизнь мечты и желания, обычно оборачивающиеся разочарованиями, несмотря на силы, прикладываемые к их реализации. Этот мотив заложен в великолепных метафорах: “из грязи наших желаний в мир прорастают цветы разочарований”, хотя и “строим… из [своих] костей, [свою] кровь превращая в глину”. Встречается в тексте и указание на двойные стандарты пропаганды, транслируемой государством. Оно находит отражение в строке “будущее детей штыком упирается в спины”: то и дело мы слышим о мнимой установке властей на укрепление семьи, повышение уровня рождаемости, сокращение количества абортов или даже полный их запрет, однако на практике все эти вещи оказываются совершенно неприменимы. Мы получаем закон о декриминализации побоев в семьях, детские дома остаются переполненными, а усыновление российских сирот иностранцами — запрещенным. В это же время не наблюдается никаких социальных гарантий для реализации потенциала ребенка, никакой уверенности в его будущем, в его защищенности от возможной несправедливости. Говоря “переболеем детством толерантности”, вряд ли лирический герой имеет в виду нетерпимость к национальным или сексуальным меньшинствам: подразумевается скорее, взросление общественного сознания, отказ от позиции “мы ничего не сможем изменить”, характерной для современного российского общества, отказ терпеть скотское отношение властей.

Собственно говоря, смысловой стержень, на который Дельфин умело нанизывает превосходные метафоры – это призыв переосмыслить ценность человеческой жизни, души, любви к ближнему. Все это мы найдем в припеве: люди названы ослепшими к ненависти, их сердца, каждое из которых, по мнению героя, вмещает в себя целое солнце, — ничтожными, и они “гаснут искрами в пепле”.

Припев “520” полностью отвечает своей задаче – связать в единое целое куплеты песни. От куплета к куплету текст все больше отходит от конкретики и переходит в область поэтической абстракции и метафоры. Так же постепенно развивается и красной нитью проходящая через все произведение мысль о надежде на перерождение. Это и есть основная идея песни: вопрос, который для себя лирический герой, вероятно, уже решил: через что до́лжно и правильно переродиться в нечто качественно новое? Через самопожертвование, любовь, творчество и искусство или ненависть, нетерпимость и насилие? Думаю, каждый найдет ответы самостоятельно.

Автор: Денис Александров

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *