Смысл песни ЛСП «Ползать»

Альбом «Tragic City» открывает композиция под названием «Ползать». Она словно задаёт темп будущим трекам. Показывает, что вместо мечтательного, фальшивого «Magic City» нас ждёт мрачный и угрюмый мир постмодернистской трагикомедии.

Первый куплет

Уже в начале мы видим отсылку на военно-патриотическую песню времён СССР «Тёмная Ночь». Словно тяжёлые времена возвращаются и переигрываются на новый лад. Снова в центре внимания дорога, на которой героев ждут препятствия, но в виде алкоголя и наркотических веществ. Их война внутри.

В целом, насыщенная героическим пафосом песня приобретает комические черты. Перед нами игра в пастиш, где известный мотив превращается во вторичное музыкальное произведение, которое лишь отчасти напоминает оригинал, питается его образами и символами, но на выходе представляет собой нечто совершенно иное, как по звучанию, как и по идейно-тематическому содержанию.

Тёмная ночь, только пули летят по проспекту, а не по степи.
Долог наш путь до утра, но мы — готовые проткнуть небо штыки.
Сколько бы не пили или дули — коли пули — дуры, с ними нам не по пути.
Они не отличат нас от говна так же, как не отличают от рэпа стихи.

Тут же можно заметить колкую фразу в сторону недоброжелателей и неразборчивых женщин, которые не могут увидеть разницу между искусством и обычным выкачиванием денег. Сразу же вспоминается хит «Эта девка просто пуля». Действительно подобная аудитория готова слушать все, лишь бы было модно. Здесь же и намёк на саму песню, где ребята из ЛСП используют отсылки к стихотворениям Пушкина.

Пить — вредно для психики
А жить — полезно для психики? Едва ли. Нас с парнями
Огонь, вода и медные трубы не плавили, не ржавили и не поломали
Балы, красавицы, лакеи, юнкера…

Герои задаются вопросом: что плохого в том, чтобы травить себя алкоголем, если жизнь отравляет нас не хуже него? Рутинная работенка, унылый быт, нервные вспышки от усталости и прозябания способны нанести куда более тяжкий вред человеку, чем пара стопок забытья, погружающих его в веселье. Кроме того, если выпиваешь ты не один, а с бандой, то вместе вы сможете преодолеть ядовитые пары мира, в котором живете. Свои рассуждения автор подкрепляет опорой на классические тексты Пушкина, где прослеживается та же идея.

Припев

В припеве сразу же прослеживается пересечение со стихами великого поэта. Но автор переворачивает их смысл на свой лад, находя в образе жизни Александра Сергеевича то, что близко молодежи и по сей день. Ребята прожигают свою юность среди различных «тусовок», моря алкоголя и веселья, как и тогда, 200 лет назад, дворянские отпрыски, живущие так же. Как и тогда, всё это начинает приедаться и замыкается в некий порочный круг, из которого нет выхода ни для ЛСП, ни для Евгения Онегина.

Герой обращается к «Няне» — некому образу дорогого человека, которому он небезразличен, который ждал от него великих свершений. Ту же няню, Арину Родионовну, мы встречаем в стихах Пушкина, когда он проводит с ней долгие дни в ссылке и изливает ей свою душу. Так вот, в пьяном угаре он признается ей, что устал оправдывать завышенные ожидания окружения. Он бунтует против предназначения, навязанного ему извне. Все мы привыкли и считаем должным, что творец – возвышающийся над суетой постамент с постным и приторным выражением физиономии. Он же не желает оправдывать наши обрюзгшие понятия об искусстве, будет насиловать их и ползать в доказательство нашей ошибке. Примечательно, что «Няня» произносится в песне как непонятный звук. Скорее похожий на мямляние пьяницы.

И в следующую же секунду ребята принимают решение напиться до беспамятства. До такого состояния, чтобы забыть все проблемы. Только в таком состоянии они видят самих себя такими, какие есть.

Бридж (переход между разными частями песни)

У синего моря без невода, но с девами ползал
Пил жидкое горе, хоть знал — от него нет пользы
Я хороший, просто хотел угореть
По злу
С теми, кого
Люблю
И вот теперь
Ползу к финишу

В этих строчках выражается не только весь смысл песни, его основная идея, но и мотив всего альбома «Tragic City». Лирический герой рассказывает о своей порочной жизни: пил, употреблял и проводил свободное время в случайных половых связях. Зачем? Просто так. Это протест против узколобой мещанской сущности, зацикленной на пользе. Он не глуп, понимает, что злоупотреблять – нехорошо, но и жить в благонравном пассивном потреблении – тоже вариант так себе, и для творчества он даже хуже.

В строках запрятан намек на пушкинскую «Золотую рыбку», где старик ходил с неводом ловить рыбу, чтобы прокормиться, но поймал магическое существо, исполняющее желания. Старуха, повинуясь алчности и тщеславию, заставила мужчину эксплуатировать волшебницу, все время требуя новых богатств и почестей, но в итоге она осталась у разбитого корыта. Такой сценарий – аллегория жизни каждой семьи. Все мы ходим с неводом, но не довольствуемся уловом: нам подавай все больше и больше, и так проходит весь наш недолгий век, а заканчивается одинаково: корыто разбито. Герой противопоставляет себя этой модели человеческого прозябания, он пошел на море и даже невода не захватил, то есть ему не нужно собачки, тачки и дачки, чтобы быть счастливым. Он просто наслаждается мгновением, не строя планов на должность владычицы морской. Ни власть, ни деньги, ни слава ему не нужны. Только легкость любви на день и сладость жидкого горя. Чем же он закончит? Каков его альтернативный финиш?

От своих легкомысленных увеселений герой не становится плохим человеком, как жадная старуха. Но и его образ жизни не проходит бесследно, и в последних словах мы видим мотив ожидания скорой смерти.

Второй куплет

В конечном итоге герой ощущает себя одиноким. Он понимает, что нужно остановиться, залечить раны, исправить ошибки. Но уже слишком поздно, «ювелирка заперта». Стало быть, в целях самосохранения нужно не думать о необходимости исправления, делать вид, что нет в нем надобности. «Забить». И он делает всё по старому сценарию. Запить проще, чем зажечь. Так что он веселится, пьёт и забывается до самого конца, запуская танцевальный припев по второму кругу.

Автор: Виктория Абросимова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector