Смысл песни и клипа «Святой Никола» (группа Ленинград)
«Ленинград» — русская рок-группа, основными феноменами которой являются специфичность, абсурдность текстов и не менее шокирующий глубокий подтекст их произведений. За написанием песен следует выход клипов, как правило, представляющих собой аллегорическую мини-историю, полностью соответствующую содержанию. Автор высмеивает людские пороки, «выворачивает» суть современной культуры, а также демонстрирует русскую открытую, великую и оттого широчайшей щедрости душу. Солист группы, С. Шнуров, не стесняется в выражениях и абсолютно натурально, без наигранности, обрушивает поток своего истинно русского сознания на народную публику.
Одним из подобных феноменальных по своей специфичности и абсурдности произведений является песня «Никола», выпущенная в 2014 году. Трек вызвал шквал бурного осуждения, обсуждения, восхищений и иных эмоций, как нельзя лучше описывающих непонимание публикой истинного смысла и истоков творения. Народ, впервые увидевший клип и услышавший песню, не понял ровным счетом ничего. Честно признаться, я сама пребывала в шоке от увиденного, однако сочла эти песню/клип слишком сложными для понимания с первого раза. Далее, я посмотрела клип/переслушала песню еще дважды. С третьего прослушивания/просмотра, а также после прочтения нескольких статей я все-таки вывела некоторые закономерности, о которых я и поведаю Вам в нижеследующем тексте.
Историческая справка
Исконно русские люди по природе своей христиане. Безусловно, учитывая многочисленный пантеон святых, просящих Бога о спасении, это крайне трудно – выбрать одного-единственного покровителя, который бы в наиболее полной мере одухотворял христианскую веру. Тем не менее, в далекие времена 19-20 вв люди не мешкали с выбором, а прообразом Санта-Клауса (главного героя клипа) стал Святой Николай Чудотворец. История крайне запутанная и оттого не менее увлекательная, однако ж давайте разберемся с непростыми коннотациями в песне/клипе.
Николай Чудотворец являлся «благотворительным» святым, дарящим подарки 6 декабря детям из бедных, малообеспеченных семей. Однако в дальнейшем во времена Реформации, запрещавшей почитание пантеона святых, дарение было поручено младенцу Христу и перенесено на 24 декабря. В период же Контрреформации празднование и дарение снова были отданы в руки Св. Николая, но 24 декабря так и остался «днем ожидания сюрпризов». Изначально этот образ был навеян колонистами, создавшими поселение Новый Амстердам, которое ныне именуется Нью-Йорк. Вот таким образом лик Санта-Клауса распространился на Американском континенте. Однако истинным открывателем и популяризатором имени Санты является Клемент Кларк Мур – преподаватель восточной и греческой литературы в Колумбийском Университете. Именно он в 1823 году выпустил поэму «Ночь перед Рождеством или визит Святого Николая». В 1863 году художник Томас Наст подробно вырисовал образ Санты по поэме, упомянутой выше. Однако ж цвет одежды изначально имел коричневый оттенок.
Самой ключевой датой, открывающей разгадку к смыслу песни и клипа «Никола», является 1931 год. Именно тогда компания «Кока-кола» преобразовала облик Санты для запуска рекламной компании по повышению продаж газировки в зимний период времени. Хэддоном Сандблом – американский художник, представивший новое амплуа Святого Николая: красный полушубок, очки, «американская» полнота.
Аллегории и смысл
Первейшим недоумением зрителя является: «Почему Санта-Клаус в клипе принимает подарки, а не дарит?». По моему предположению, образ Санты здесь предстает как «обложка» Кока-колы, за которую люди платят деньги, дабы насладиться вкусом знаменитой газировки. Подарки в данном случае – аллегория денег.
Иная версия такова: Мощи Святого Николая Чудотворца хранятся в храме Бари (православном храме), в городке Италии, и, безусловно, каждый верующий считает долгом приложиться к мощам Николая. Отсюда и ответ: песня написана в период строжайших санкций в России и финансового кризиса, поэтому дабы приникнуть к святым мощам, русский обязуется «выкинуть» гору денег при переезде границы, при покупке билетов и в целом – на поездку в Италию. И здесь: деньги – аллегория подарков.
Допустим, но что до текста? Все скомкано. Но расшифровка кроется уже в первых строках:
Это знает каждый кроха ты не жди от них добра,
Ницше, Ньютон, Энди Уорхолл, фуагра из-за бугра,
Педикюр и всё такое, стейки, стразы, конфетти,
Не оставят нас в покое, мать их за ногу ети…
Здесь все кристально ясно: «Ленинград» осуждает российскую культуру, общество и иные сферы за американские заимствования. Таким образом, Шнуров отторгает ненавистные «стейки, стразы, конфетти…», не признает этого и с бурей эмоций отвергает причастность подобного к исконно русской культуре.
А в этом куплете:
Эти все деликатесы не для русского ума,
П?до№асы, поэтессы — негде ставить им клейма,
Современное искусство и грудастый силикон,
Чтоб им б;яд*м было пусто от святых наших икон.
Солист поясняет, что «ЭТО ВСЕ НЕ НАШЕ!», угнетает словом за их наглость: взгляните, даже Святого Николая Чудотворца умудрились осквернить!
Более того, Шнуров подчеркивает явные характеристики бездуховного общества потребления, не имеющего моральных ценностей: ведь образ Святого покоится на злосчастной газировке, не имеющей отношения к религиозным ритуалам и гуманистическому посылу праздника, когда бедные дети получают, наконец, подарки – толику справедливости в свой адрес.
Поэтессы и «иные люди» в России, проникнувшись культурно-исторической подоплекой Запада, опустели и потеряли чувство истинности своих корней и истоков: и гроша не стоит их мировоззрение, полностью поддавшееся пошлому влиянию Америки.
Шнуров желает, чтобы иконы покарали подобных личностей, а также людей, создавших «общество потребления». Он жаждет некоей расправы, т.к. осознает, что американско-западная культура – гибель для морали и сознания истинно русского человека, имеющего иные, более возвышенные и нематериальные ценности.
Смысл клипа
Но что до сюжета клипа? С подарками – расплатой уяснили… Однако ж есть еще одна не менее любопытная сюжетная линия: молодой человек, убегающий от «агентов Санты», которые впоследствии пустятся за ним вдогонку. Как итог: мужчина вешается…
По моему мнению, молодой человек является воплощением той малой толики личностей, не поддавшихся или желающих не поддаться скверному влиянию «озападничавшего» общества. Он убегает со всех ног, он несется наперекор утвердившимся постулатам социума потребления. В свою очередь типичный народ, выяснивший, кто по сути своей «белая ворона», пытающаяся сохранить великое культурное русское наследие, клюет, плюет в этого человека. Они набрасываются на него как дикари, говоря о «юродивости» и устаревшей консервативности его взглядов и мировоззрения. Таким образом, добравшись до уже обессиленной в борьбе личности, они изничтожают его моральные устои и внутренний русский дух. Как русский, он, так же как и все они, – уже мертв.
Смысл песни, как и клипа – понятен далеко не сразу и не каждому. Безусловно, легче всего корить группу за непристойные выражения и указывать на недостатки, нежели разобраться в коннотациях, приводимых в тексте или видео. Все это – творчество, отсылающее к прошлому и обнажающее пороки современного общества. Пусть и в грубой, ненормативной форме, однако достаточно явно и постыдно!
Автор: София Ткаченко
Для шнура рокнролл это свобода, жизнь и призвание. Чтобы он на полном серьезе пел: «спаси нас от рокнролла?!»
Интересно, но, по-моему там стёб внутри стёба. Я думаю шнур имеет ввиду урапатриотизм и говорит от его имени. Ведь сейчас в обложку идей верности традиции, нравственности, святости..завернули торжество самодурства и авторитаризма, клеймование всякой свежей мысли и желания вникнуть. Здесь Клаус, кажется, собирательный образ — кремлевских неостарцев, тянущих из патриархии на себя покрывало «освященности». Власть, как светская так и духовная, должна служить людям, но теперь люди одаривают их. Потому что государство слитое с церковью становится Идолом, требующие себе служения и жертв
Есть основания полагать, что данный музыкант имеет конформистскую позицию, да и по многим вопросам его стандарты раздваиваются. Например, последний хит про то, как надо молча ехать на «Пежо», явно указывает на необходимость смирения перед нехваткой материальных благ. «Денег нет, но вы держитесь» — говорят те самые идолы, которых Вы упомянули, и тут выходит песня, повторяющая посыл. Нечего возмущаться, ведь едешь же как-то. Странный настрой для протестной музыки. Другой пример: когда-то на вечернем шоу Урганта Шнуров говорил, что до появления в его жизни супруги он и его проект были «говном». Она даже участвовала в кастинге вокалисток, ее мнение было очень важно. По словам благодарного мужа, перед нами сидела настоящая муза. А теперь вот развод, хотя прошло всего ничего. Весьма непоследовательные явления. Сегодня – опора и поддержка, завтра – проехали. Еще одна странность: когда Шнуров поздней ночью выступал на частной вечеринке (явно у очень состоятельных господ, кои зачастую неразрывно связаны с упомянутым идолом), жители окрестных домов устали от шума и вызвали наряд. Музыкант назвал их «нищебродами» и саркастически предложил сыграть бесплатно еще пару песен. Это уже не свобода рокнролла, а вседозволенность, и акценты расставлены именно на финансовых возможностях тех или иных слушателей. Таким образом, реальная позиция этого человека остается под большим вопросом. Но то, что он мастерки лавирует между полюсами и приспосабливается к весьма убогим реалиям (чего стоит вульгарное шоу на ТВ, где он ведущий), наводит на мысль, что самодурство и авторитаризм ему нисколько не мешают.