Смысл песни Егора Летова «Евангелие»

Гражданская оборона (ГРоБ) — достаточно известная советско-российская панк-группа, солистом которой является Игорь Фёдорович Летов. Знаковой особенностью данного музыкального коллектива служит яркая политичность и философско-житейская наполненность текстов. Творчество «Гражданской Обороны» имеет остросоциальный характер. Одной из наиболее известных композиций можно назвать песню «Евангелие», вышедшею в составе альбома «Сто лет одиночества» в 1993 году.

Потрясающая минорная гармония инструментальной составляющей песни, преисполненная модуляциями и волнообразности движения, создаёт парадоксальное ощущение безысходно-утопической умиротворённости. Также в мелодике присутствует некая смиренная интонация вздоха-«lamento», показывающая тленность всего сущего. Центральным образом самого текста является фигура Христа. Летов очеловечивает его сущность, делая его приземлённым, простым и невечным, при этом используя отсылки к Библейским сюжетам. Христос в данной композиции — это совокупность негативных, бренных душевных состояний и переходов человека от одного к другому, в соотношении от низшего к более высокому и глубокому. Смерть Христа равносильна душевному освобождению и очищению. В целом весь текст построен на многократных оксюморонах и риторических вопросах, аллегориях.

В первых двух куплетах образ Христа не имеет чётких очертаний, особой смысловой наполненности и предстаёт перед нами как некая неосязаемая, нематериальная абстракция. В первом четверостишии «зоркие окна» и «беззвучные слова» являются олицетворением тоталитарного устройства общества. «Земной Христос» находится под постоянным, детальным контролем окружающего его социума, поддаваясь извечной осуждающей оценке и моральному давлению. Он лишён слов и личного пространства. Он ничтожен. В следующем куплете появляется образ «жадных пальцев». Он служит олицетворением человеческой опустошённости, некого дефицита как материального, так и духовного.

В третьем куплете начинается непосредственное обращение к собственному альтер-эго.  Идти дальше некуда. Все надежды давно умерли. Лирический герой готовит себя к внутреннему, моральному суициду во имя духовного очищения:

Беглые тени…
Кто поймает беглые тени?
Спеленай надёжными цепями
Своего безнадёжного Христа…

Этот куплет является прямой отсылкой к Библии. «Поцелуй Иуды» — символ предательства, но здесь это значение приобретает позитивную окраску. Лирический герой смотрит на всю свою прошедшую жизнь со стороны. Наступает переход из одного духовного состояния в некий абсолют. Он предаёт свои прежние убеждения, «изменив» себе во благо:

Скользкие вены…
Скользкие тревожные вены
Поцелуй холодными губами
Своего зазеркального Христа…

В заключительном куплете мы видим окончательное очищение от всего бренного, гнетущего и негативного. «Круглое небо» является символом полного просветления и ясности сознания. «Удушение Христа»- это абсолютная, неоспоримая победа над собой. Моральная смерть — это выход из той самой иллюзорности, освобождение затуманенного рассудка.

Автор: Анастасия Некрасова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector