Смысл песни Монеточки «90-е»

90-е… Дефицит, ужасающая бедность и сумасшедшее богатство, расцвет рэкета и организованной преступности. Такое представление об этой эпохе закрепилось в сознании тех, кто не застал 90-е. Но это однобокий взгляд. Девяностые — это эпоха варёнок, кассет и сигарет. Время новых надежд, поездок заграницу, модной одежды и импортных товаров. Время, когда Россия уже и еще не воевала с загнивающим Западом. Однако если спросить у современников: «Что значат лихие девяностые? », — то многие скажут, что это братва, блеск и беднота, элитные куртизанки и колдуны в телевизоре. Обо всех этих явлениях нам рассказывали родители, будто сочиняя страшилку на ночь. Зачастую они и сами не были частью всего этого: узнавали о разборках по слухам, говорили о ваучерах, которых не держали в руках, приукрашивали рассказы о падении МММ, передаваемые из уст в доверчивые уши. Поэтому годы идут, а стереотипы не меняются. И каждое поколение новых детей представляет 90-е временем, когда страну захлестнула эпидемия преступности и разврата, и только жесткий нажим сильной руки предотвратил катастрофу.

Однако эта противоречивая эпоха до сих пор волнует творческих людей, и юная певица Монеточка — не исключение. Она решила в своей песне рассказать о девяностых с помощью штампов, местами ошибочно воспроизведенных, которые устойчиво закрепились в мыслях молодых людей.

О чем песня?

В девяностые убивали людей
И все бегали абсолютно голые.
Электричества не было нигде,
Только драки за джинсы с Кока-Колою.

Тогда «забивали» стрелку и «рубили» капусту. Старые правила были отвергнуты, а новые ещё не придуманы. Появлялись новые криминальные авторитеты, были разборки между кланами, а гражданские страдали. Простые парни, вчерашние школьники, становились бандитами, потом банкирами, а иногда и депутатами; и совсем необязательно было в то время, иметь корочку, главным атрибутом начинающего предпринимателя было оружие, которым решались все проблемы. Но не все было так легко, богатство доставалось акулам, а мелкие рыбешки образовывали километровые очереди из людей с талонами в руках, которые получали свои «пайки». Тогда все были голодные, приходились крутиться, выживать.

Понавесили крестов на корешей,
Пиджаки земляничные нагладили.
И на танцы — кровь у всех из ушей,
Ведь только «Ласковый май» играл по радио.

Так, одним из ошибочно воспроизведенных штампов стал земляничный пиджак. На самом же деле, этот непременный атрибут новых русских был малинового цвета. Джинсы. .. Практически каждый молодой человек в 90-е годы мечтал о данном предмете гардероба. Но джинсы должны были быть обязательно фирменные, западного происхождения. Евгений Евтушенко в одной из своих повестей описал, как хулиганы напали на прохожего, сняли с него джинсы и были разочарованы, что те оказались не югославского производства. Таких дефицитных товаров было много. Кока-кола, кроссовки, жвачки… Эти привычные для нас вещи тогда можно было достать только с большим трудом, но и в этом была своя фишка. Развлечений было немного. И, тем не менее, устраивались дискотеки, где люди танцевали, общались и, пусть хоть на время, забывали о голоде, нищете, убийствах.

Меня зачали в видеосалоне где-то под стрельбой
Под лай и вой

В начале девяностых, видеосалоны были на каждом углу, и очень скоро этот прибыльный бизнес стал угасать. У новых русских появились свои видеомагнитофоны, а всем остальным просто было не до этого. Россия погрязла в криминальных разборах, где делили ларьки, видеосалоны, а самые опасные — даже страну.

Работа проституток считалась лучшим шансом построить женскую карьеру и обещала великолепные перспективы, и немало важную роль в романтизации этой профессии сыграл фильм «Интердевочка». Появилась чернуха-style, почти порнуха, но с обязательными элементами насилия, убийств и извращений. Новинка быстро пришлась по вкусу, а все потому что «раньше было нельзя, а сейчас все можно». ..

Нельзя не сказать и о снятом клипе на песню. Концепцией видео стал фильм «Брат», а Монеточка примерила на себя образ героя 90-х Данилы Багрова.

И снова отсылка к постмодернизму, но в этот раз в самом клипе. В сцене с домашней вечеринки мы видим ироничную связь времён. Рядом с плакатом рок-группы «Наутилус помпилиус», на стене, висит постер, где чернокожий парень танцует верхний брейк-данс в кроссовках Марти Макфлая. Постмодернизм осмысляет то, что прошлого и будущего больше нет. Нет последовательности времён.

Идея

Монеточка иронизирует, насмешливо говоря о том, что стало настоящим политическим оружием в современной России. Когда молодые люди начинают говорить о том, что сегодня все плохо, власть ничего не делает, страна приходит в упадок, то им неизменно отвечают одно: да что вы, а 90-е? Тогда было в сотни раз хуже, и лучше уж так, чем как тогда. В ход идут красноречивые байки об убийствах и грабежах, о слабости полиции и политиков, о расцвете мафиозных структур и терроризма, и, конечно, о том, что без, сами знаете, кого, мы бы не прорвались сквозь зарубежный невод, в который загнали нашу золотую рыбину. Любые изменения приравниваются к попытке вернуть девяностые. По логике поколения отцов, лучше вообще ничего не делать, лишь бы хуже не было. Так и живем в ожидании того, что все, как и тогда, решат без нас, но так идут дни, месяцы, годы, а ничего не меняется. Уже можно увидеть, как молодые мамочки говорят детям: «А вот в 90-е…». Хочется добавить: «Когда вам было лет 10, и вы ничего еще не соображали».

Как мне кажется, в песне обыгрывается именно ретроспективное отношение к жизни, когда люди смотрят не вперед, а назад, питая свое воображение мрачными картинками из прошлого. Они живут тем, что было, а не тем, что будет. Такое мировоззрение активно подпитывается извне, ведь все, чем у нас так любят гордиться, уже далеко позади. Великая победа, покорение космоса, достижения в промышленности – все это было, а нового ничего нет. И всякий раз, когда мы спрашиваем: «А почему?» — нам говорят: «А были 90-е, и тогда ничего не было. Стране всего лишь 20 лет, чего вы хотите?». Наверное, того, чтобы люди из другой страны…а впрочем, ерунда, все домыслы, песня не об этом, автору статьи просто показалось.

Словом, исполнительница хотела высмеять эти оправдания, которыми прошлое ставит палки в колеса будущему. Мало кто из тех, кто пугает подобными историями, реально пережил нечто подобное. Значит, он говорит о том, что услышал от знакомых или увидел в кино, и эту субъективную реальность двадцатилетней давности не стоит принимать на веру.

Эпилог

Лихие девяностые нужно помнить. Это суровая история России, которая погрузилась в хаос и не сумела своевременно перестроиться и адаптироваться. Но в этой истории есть место положительным героям, инновациям, прорывам и прогрессу, каким бы он ни был. Наверное, через этот тернистый путь стоило пройти, чтобы установить, наконец, необходимые обновления, обеспечивающие жизнедеятельность всего аппарата. Или вы хотите, как в Северной Корее?

Поэтому сейчас, когда мы слышим фразу, которой пытаются запугать молодежь: «Вы что, хотите, чтобы было как в 90е?», — мы должны ответить не набором пустых стереотипов, а реальными историческими фактами, ведь 90-е годы для нынешних двадцатилетних  — это не более, чем красивый пропагандистский штамп или (для более прокаченных) историческая эпоха, в которой нужно разбираться с таким же скепсисом, как в причинах Куликовской битвы.

Автор: Ани Саргсян

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector