Анализ цикла стихов Николая Гумилева «Капитаны»

Среди произведений известного отечественного поэта Серебряного века Николая Гумилева, жизнь и творчество которого пришлись на конец XIX – начало XX столетий, особый интерес для читателей представляет его цикл стихов, названный автором «Капитаны».

Будучи поэтом, Гумилев был еще и прекрасным переводчиком, и основателем школы русского акмеизма, популярного течения того времени в модернизме. Он считал, что нужно автору писать свои шедевры простым и понятным каждому человеку языком, быть ближе к его читателям. Поэт был противником всего неестественного, вычурного и придерживался того мнения, что содержание текста не должно быть сложным и насыщенным образами и символами, затрудняющими правильное понимание его смысла и его восприятие.

Поэзия – это чистое искусство, в котором автор общается с читателем один на один, напрямую, без посредников, и поэтому важно, чтобы в процессе такого общения читатель чувствовал и понимал, что хочет донести до него поэт.

История создания

«Капитаны» — это цикл стихов, состоящий из четырех произведений, которые Николай Гумилев написал в лето 1909 года, однако полностью он смог опубликовать свои стихотворения лишь годом позже.
Как ни прискорбно, но поэт переписывался с товарищем, и эта переписка перечеркивает все размышления и версии на тему того, как были написаны произведения. Так как друзья жили в одном городе – Коктебеле, то переписка их была плотной и подробной. Создавал свой цикл автор довольно просто.

Он любил путешествовать всю свою жизнь, он хотел отыскать в мире место, которое было бы идеальным. В поисках такого уголка, им была пройдена половина планеты, однако удача ему не улыбнулась – ему не удалось найти даже мало-мальски похожего на ожидаемое место.

Сам цикл является любительским произведением, поскольку по состоянию на 1909 год Гумилев был уже широко известен благодаря литературным пробам, однако в то время он еще не начал путешествовать. И именно поэтому «Капитаны» является не более чем образное представление молодого поэта о жизни и быте капитанов.

Жанр

В цикле сочетаются стихотворения на различную тематику – главным образом, на патриотическую и лирическую темы. Если исходить из условных определений, то в целом по жанру произведение является элегией.

Кроме того, произведение можно считать символическим, так как в 1909 году акмеизма как жанра не существовало. А символизм произведения заключается в сравнении образа капитана с жизнью, которая ярка и насыщена.

Размер произведения различается во всех стихотворениях. В цикле неизменна рифмовка и рифма, которая перекрестна.

Так, первое в цикле стихотворение написано анапестом, который используется для того, чтобы передать информацию, которая имеет несценическую важность. Она выступает как своеобразная предыстория.

Второе произведение цикла написано амфибрахием, который, в свою очередь, является весьма удобным для того, чтобы использовать его в торжественных речах или гимнах. Так же считал и знаменитый литературовед по фамилии Бахтин.

Третье, лирическое стихотворение, написано хореем, который наиболее подходит для того, чтобы описать встречу с родной землей.

Финальное произведение написано ямбом. Не все части в цикле можно измерить, поскольку поэт часто применяет пиррихии.

Образы, символы

В цикле очень интересная система образов и символов, что сказывается и на объеме всего написанного. Все стихотворения объединены образом капитана, который является главным и центральным. Образ этого капитана все время раскрывается в больших подробностях, он является основной частью интересного и захватывающего произведения, и он же выступает своеобразной гарантией достижения главной цели – открытия новых земель.

Практически основным противником капитана является природа, а главной противоборствующей силой – море. Кстати, поэт видел море не таким, как принято видеть – он сравнивал его с землей, которая изгибается зыбями и топорщится валами.

Занятен образ преступника, обреченного на вечные скитания – Каина. Его образ как бы усиливает образ истинного героя, выступая своеобразным антигероем. И этот антигерой будет вечным скитальцем, а капитан однозначно добьется своего.

Темы

У всех стихотворений разные темы. Так, первое стихотворение имеет тему покорения природы человеком, когда он был вынужден искать новые земли и обживать найденные территории. И в первом же стихотворении перед глазами читателей показан эталонный образ капитана, который внимателен и храбр, причем, немного романтичен. В указанной части морское дело представлено своеобразной идиллией. Там нет места конфликтам в команде, а если и есть, то показаны они как необычные положительные события. Кроме того, не указаны некоторые сложности и трудности.

Во второй части цикла автор описал наиболее выдающихся покорителей морских просторов, которые известны всему миру. В этой части герой произведения как бы пытается ассоциировать себя по отдельности с каждым представленным мореходом. Образ идеального капитана дополнен образом идеальной природы.

Третья часть цикла больше внимания уделяет жизни и быту простых матросов, нежели капитанов. Автор показывает нам, что моряки могут быть счастливы лишь в море и под руководством сметливого и хваткого капитана.

А на суше они – никчемные, опустившиеся личности, зарастающие грязью в пьяном угаре. Они не имеют смысла в жизни, но лишь до поры – попав в бескрайние морские просторы, они его обретают.

В финале произведения приводится миф о корабле-призраке, называемом «Летучим Голландцем». Именно в четвертой части показан антигерой Каин.

И здесь показано благородство капитанов кораблей – ставший вечным скитальцем Каин, тем не менее, чувствует свою ответственность перед своим судном и экипажем.

Основная идея

Суть произведения заключается в утверждении того, что приключения нужны человеку. Поэт показывает нам жизнь капитанов, изображая ее идеальной – в ней всегда что-то ново и свежо, никогда не спокойно, в ней можно всегда проявлять отвагу и храбрость. Их жизненный путь полнится различными эмоциями, яркими событиями, что и есть, по мнению Гумилева, идеал жизни.

Поэт призывает своих читателей к тому, чтобы они поддавались порыву двигаться постоянно куда-то, не останавливаться на достигнутом. Он считал, что нужно все время идти вперед, нет нужды пользоваться имеющимся. По сути, автор вложил в это свою внутреннюю идеологию, в соответствии с которой он и поступал.

Средства выразительности

В своем произведении «Капитаны» Николай Гумилев использовал самые разнообразные средства языковой выразительности, в изобилии метафоры и эпитеты.

Так, эпитетом «меж базальтовых скал и жемчужных» подчеркивается особая драгоценность краев, через которые проходит корабль.

Имеются и сравнения – например, паруса судна сравниваются с птичьими крыльями – «быстрокрылые».

Есть и образные эпитеты, которыми раскрыт и показан темперамент капитанов кораблей, отличающийся смелостью, дерзостью, и отвагой, например «дерзостный путь».

Еще в стихотворении присутствуют эпитеты, которые применяются для уточнения образа, они имеются в изобилии – «острый и уверенный взгляд»
.
Метафорой же является сравнение командиров кораблей с «паладинами храма». Храм символизирует море.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector