Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Два великана»
Знаменитый отечественный поэт и писатель 19 века М. Ю. Лермонтов за свою короткую жизнь написал много различных произведений, которые получили большую популярность в литературных кругах и в читательской среде разных поколений, стали российскими и мировыми шедеврами. Среди творений Лермонтова — романы, повести, стихи, поэмы, драмы. Современники считали его последователем пушкинских традиций. Одной из его литературных работ является стихотворение «Два великана», анализ которого представлен на нашем Интернет-ресурсе по плану. В основе стихотворного сюжета – схватка двух воинов: русского богатыря и чужеземца. В произведении Лермонтов употребляет аллегорический прием: русский воин является символом России, а чужестранец представляет Францию.
Содержание:
История создания
Рассматриваемое стихотворение было написано Михаилом Лермонтовым еще в пору его юного возраста, однако в печать оно вышло уже после его гибели. Он посвятил это стихотворение Отечественной войне 1812 года. Вышло в печать произведение спустя ровно 30 лет после событий той поры, и напечатано оно было в модном тогда журнале «Колокол».
В то время в народе все еще гуляли патриотичные настроения благодаря победе Российской империи над наполеоновской Францией. Под их влиянием поэт и написал стихотворение.
Однако настроения были не столь радостными и бравурными, как может показаться. Настроения в ту пору царили более сдержанные, так как люди тогда ощутили все фронтовые тяготы и думали о цене, которую пришлось заплатить как за победу, так и за саму войну – было много потерь, и много земель было оккупировано французами.
Для самого поэта эта война была, как легенда, так как после ее окончания прошло два десятилетия. И это предание он показал так – два великана, символизирующие воюющие стороны, борются на сказочном фоне.
Жанр, размер, направление
Стихотворение проникнуто патриотическими чувствами, то есть является примером патриотической лирики, причем, в нем имеются фольклорные элементы. Это произведение имеет схожесть с обычной солдатской песней.
Так же мотивы фольклора становятся еще ярче из-за выбранного размера – четырехстопного хорея с перекрестной рифмой.
По стилю произведение – романтичное, при освещении исторического события в нем романтизируется война, буря, и при этом имеются отсылки к фольклору.
Композиционные особенности
Композиция состоит из пяти строф, основой которых является антитеза. К примеру, сравнение и противопоставление автором умиротворения, на которое идет мощный натиск, а также – пример соблюдения старинных традиций и изменения им.
Образы и символика
В самой основе стихотворения содержится аллегория на тему войны. Взору читателя предоставлена борьба Российской империи с армией Наполеоновской Франции. И для лучшего понимания заложенной в произведение мысли автор сотворил несколько образов.
Например, старый русский великан символизирует знаменитого имперского воеводу Михаила Кутузова. И образ этого полководца отражает мощь российской державы той поры, показывает, насколько она была сильна, когда люди в ней становились единым и целым и действовали не только под грамотным руководством, но и самостоятельно.
Кутузов, созданный поэтом – это умный, отважный и смекалистый великан, как настоящий русский богатырь из славянских сказок и преданий. Например, одно лишь потрясание полководца своей головой обращает врагов в бегство. А насколько страна была красивой, сильной, и могущественной, автор показывает при помощи весьма красочного описания – упоминается и шапка, отлитая из золота, и улыбка, являющаяся предвестником злого рока, витающего над врагами. Воин с легкостью побеждает врага, просто посмотрев на него и тряхнув головой.
Разумеется, как уже было сказано выше, за победу в этой войне пришлось заплатить большую цену – кровавую, полную горечи и скорби по погибшим людям.
Образ же хозяина Франции назван трехнедельным удальцом. И в этом названии Лермонтов спрятал отсылку на план Наполеона, который заключался в том, что Российская Империя будет взята в течение трех недель. То есть, в образе Наполеона показан властитель, желающий поработить империю. И не просто властитель, а еще и уверенный в своих силах воевода, уверенность которого в победе непоколебима. Он не собирается просто меряться силами своей страны с Россией, он собирается одержать над ней победу.
В двух последних строках поэт намекает на утрату Наполеоном власти над Францией и разгорающуюся в ней революцию – над пучиной шумит буря на просторе.
В стихотворении поэт показал нам великанов, которые решили проверить, кто из них сильней. Их схватка выглядит легкой и увлекательной, что весьма далеко от того, что происходило на самом деле в те годы. Однако поэт не ставил перед собой цель показать те события достоверно. Он вписался в рамки, продиктованные жанром и стилистикой.
Тематика и проблематика
В качестве главной сцены поэт представляет читателю борьбу между старым могучим богатырем и молодым наглым противником. Богатырь в этой схватке символизирует Россию, а противник – Францию, и образы стран оснащены уникальными узнаваемыми деталями.
Буря символизирует собой те процессы, которые запустились по всей Европе после поражения армии Наполеона в России.
Проблемы, рассматриваемые в стихотворении, следующие:
- Первой проблемой является жажда славы, ведь великаны захотели помериться силами потому, что каждый из них был обеспокоен славой оппонента.
- Второй проблемой является наглость и дерзость, противник проиграл потому, что слишком торопился, так как был уверен в своих силах. Но он просчитался и не дал правильной оценки богатырской силе, за что и поплатился поражением.
- Третья проблема – это сила, которая спокойная, неторопливая. Великан-богатырь действовал без спешки, он был опытен и не торопился, просто подготавливал свой отпор, который дал лишь одним мощным ударом, закончившим борьбу его победой.
Главная мысль, идея
Идея произведения заключается в том, что победа в сражении будет за обороняющимся, а не за нападающим. Это видно по поведению старшего великана, который встряхнул головой только после того, как уже его схватил нападающий. И в этом случае нападающий разбил свой натиск о неприступную оборону старого великана, после чего старый великан, обороняясь, нанес свой сокрушительный удар. Кроме того, поэт прямо говорит: нельзя полагаться лишь на уверенность в победе, так как слава от былых побед не дает защиты от поражения.
Главной мыслью является показ русского духа. Изначально богатырь спокоен и не суетится, но его поведение может резко измениться, если того потребуют обстоятельства.
Художественные средства
В стихотворении Лермонтов употребляет много выразительных средств, например, эпитетов и олицетворений. Эпитеты – «золота литого», «трехнедельный удалец», «в дальнем море», «неведомый гранит» — усиливают выразительность произведения. Олицетворения – «буря шумит» и иные – задают настрой всему тексту. Метафоры тоже помогают создать необходимый эмоциональный фон в произведении. А взятая за основу антитеза — противопоставление старого великана молодому, дерзкому противнику, «трехнедельному удальцу» – позволяет понять и прочувствовать скрытый смысл стихотворения.