Анализ стихотворения «Жираф» (Н.С. Гумилев)

Николай Степанович Гумилев – великий поэт и прозаик, переводчик и теоретик 20 века, именно ему предписывают обоснование теории акмеизма. Однако не только теорией знаменит автор, но и практикой. Многие его стихи известны и любимы русским читателем. Например, «Жираф».

История создания

Говоря о поэте, невозможно не вспомнить его жену – Анну Андреевну Ахматову. Семья Гумилёвых вплоть до начала Первой Мировой войны была единственной отрадой для молодого автора, но 1914 год стал неким Рубиконом для Николая Гумилева – начались постоянные разлады с женой относительно образа жизни, взаимные измены и неверие. Можно смело утверждать, что из-за таких сильных переживаний и эмоций, у литератора начинается очень продуктивный период творчества. Человек огромного таланта, к сожалению, прожил очень короткую жизнь: был арестован в 1921 году по подозрению в государственном заговоре и в этом же году был расстрелян, оставив после себя бессмертные произведения. Одним из таких лирических произведений можно смело назвать стихотворение «Жираф».

Всю свою жизнь Николай Гумилев посвятил путешествиям, своей главной страстью поэт считал не литературу, а именно непреодолимое желание найти «рай на земле». Он изведал огромное количество дальних уголков Земли, и вот, вернувшись в 1907 году в России из весьма продолжительного путешествия по Африке, Николай Степанович пишет стихотворение «Жираф» — некий неловкий диалог с таинственной собеседницей.

Жанр, направление и размер

Гумилев – «отец русского акмеизма», именно он наиболее точно и полно изложил положения нового для 20 века литературного модернистского течения. Акмеизм ставил своей целью писать «искусство ради искусства». Первые акмеисты практически полностью отказались от принципов символизма, провозгласили ясность языка и эстетизм в поэзии.

Стихотворение «Жираф» написано амфибрахием с использованием перекрестной рифмы (АВАВ). Согласно статье М. Л. Гаспарова «Метр и смысл», амфибрахий — наиболее подходящий стихотворный размер для изображения легкого, спокойного чувства и бытия, поэтому Гумилев и использует его.

Образы и символы

Присутствие лирического героя в стихотворении ощущается сразу. Произведение открывает обращение рассказчика к своей загадочной собеседнице. Систему образов и символов в «Жирафе» нельзя назвать разветвлённой, Гумилев рисует нам образ «райского места», в котором ему удалось оказаться.

Центральным образом стихотворения становится сам жираф – некое волшебное существо, символ неги, расцветка которого напоминает паруса корабля, а плавные движения похожи на «радостный птичий полет». У поэта это животное вызывает неподдельный восторг и ассоциируется с мечтами о свободе и независимости, поиски которых заставляют Николая Гумилева предпринимать фантастические экспедиции на самые отдаленные континенты.

Темы и настроение

  • Тема счастья. Основой лирического произведения точно можно считать описание идеалистической картины, которую мастерски воспроизводит Гумилев, окунувшись в воспоминания. Зеленый оазис, прохладное и кристально чистое озеро чад, на берегу которого бродит диковинное существо, именуемое жирафом – вот что наполняет сердце и душу лирического героя спокойствием и счастьем.
  • Тема мечты. Герой осознает то, что идеальный мир иллюзорен, но это не вовсе не означает для него, что мечта не может быть исполнена. В своем творчестве поэт, испытывающий глубокое разочарование в жизни, по-прежнему остается романтиком. Гумилев продолжает верить в сказочные миры, поэтому жираф в его стихотворении предстает неким мифическим созданием, а не конкретным экзотическим животным.
  • Проблема тревожности и суетности бытия, побег от реальности. У рассказчика буря чувств и сомнений, от которых невозможно избавиться даже на берегу волшебного озера Чад в компании вольного и свободного жирафа. Но он столь хочет ощутить мечту, что готов убедить и себя, и свою таинственную собеседницу, ведь главное хотя бы на миг забыть эти переживания, чтобы на мгновение приостановить бесконечный поиск рая на Земле.

Основная идея

Смысл стихотворения состоит в том, чтобы напомнить человеку простую вещь – нужно находить счастье в жизни. Неважно, сколько испытаний встретится на пути, сколько времени займут поиски, но нельзя сдаваться. Лирический герой, как и Гумилев, находится в вечном поиске благодати, но рассказчик позволяет себе насладиться негой ситуации, даже если обстановка не совсем идеальна.

Главная мысль стихотворения – утверждение ценности мечты, ее неизбывная значимость в жизни человека. Только грёзы дают ему приют в пучине будней и тревог. Они же надувают паруса его корабля, который несется навстречу своей гавани.

Средства художественной выразительности

Относительно небольшое по объему стихотворение наполнено изобразительно-выразительными средствами, преимущественно эпитетами и метафорами.

Говоря в первую очередь об эпитетах, стоит отметить их высокую образность:

  • «радостный птичий полет» — передает ту магию и легкость образа жирафа, ведь что может быть невесомее полета;
  • «таинственные страны» — эпитет, передающий не то, что государства покрыты тайной или секретом, а иллюстрируется их далекость и экзотичность. Передается надежда на то, что, хотя бы в таких неблизких странах станет возможным найти «рай»;
  • «тяжелый туман» — эпитет грузной жизни, в которой нет места обычному мирскому счастью;
  • «немыслимые травы» — эпитет опять же передает отдаленность «рая» от места обычной жизни, ведь мыслить мы не можем лишь о том, чего никогда не видели, и даже не догадываемся, что подобное существует.

Автор: Игорь Васильев

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector