Анализ стихотворения Михаила Исаковского «Катюша»
Выдающийся отечественный поэт-песенник советской эпохи Исаковский Михаил Васильевич в творческом союзе с Матвеем Блантером и другими композиторами написал множество прекрасных песен, которые получили огромную популярность в Советском Союзе и далеко за его пределами. Стихи военной тематики Исаковского достойны особенного внимания. Поэтому наш Интернет-ресурс предлагает своим читателям для ознакомления анализ его получившего мировую известность стихотворения «Катюша». Песня, созданная на этот текст, стала гимном женщин и девушек, ждущих своих любимых мужчин с фронта. Для лучшего восприятия и понимания анализа к нему составлен план.
Содержание:
История создания «Катюши»
Автор создал свое стихотворение за 3 года до начала Великой Отечественной войны, и он знал, что такое произведение запросто может стать песней. Но изначально из-под его руки вышло две строфы, после чего поэт-песенник на время прекратил работу над «Катюшей».
Потом Исаковский познакомился с известным в ту пору композитором Матвеем Блантером, и познакомил его со своим, пока еще не готовым, произведением. Композитору стихи стали интересны, и он к этим строфам создал мелодию. Это была простая, но запоминающаяся композиция, которая подтолкнула поэта к продолжению работы над «Катюшей». И со временем появилась полная версия стихотворения, которая и стала впоследствии знаменитой.
«Катюша» была написана еще до начала войны, но в ней в полной мере ощущается военный настрой, которым было проникнуто советское общество тех лет. Поэт явно ожидал, что настанут трудные времена, так как все знали о том, что была война в Испании, и, кроме того, шла борьба между Советским Союзом и империалистической Японией на их рубеже. Но стих не имеет конкретной привязки к какому-то определенному конфликту, он подходит для военных событий в любое время. А песня, созданная Исаковским и Блантером, полюбилась всей стране, и не только – она разошлась по всей планете.
Жанр, размер, направление
Стихотворение по жанру относится к песням, поэт создавал его так, чтобы его было легко петь, и у него это получилось. Задушевная, легкая для запоминания мелодия вознаградила его старания.
Стихотворение является примером реалистического направления, так как в нем говорится о том, что может произойти в любой момент, и сделан этот пример достаточно жизненно – ведь в песне поется о девушке, которая ждет своего милого с войны.
Стихотворный размер поэтического текста – хорей. Автор применяет перекрестную рифмовку, и в таком стиле написаны все пять строф.
Смысл заголовка
Назван стих по имени главной героини произведения – девушки, которую зовут Катя, Катюша, и она ждет любимого. Это верная и надежная, не лишенная сентиментальности, девушка, она ждет, не теряя надежды.
Ей не под силу препятствовать беде, но она помогает своей песней, давая надежду и напутствие милому, чтоб он помнил о ней, слышал, как она поет, и чтоб он берег родную землю. А их любовь девушка сбережет, ибо она сильна своей терпеливостью, добротой и нежностью.
Героиня олицетворяет собой не только образ настоящей русской красавицы, любимой девушки, но и образ Родины. И ради нее нужно совершать подвиги и идти сражаться, ее нужно защищать. Именно в этом простом имени и заключается конкретный смысл произведения.
Образы и символика
Образы и символы стиха «Катюша» Михаила Исаковского сайт Литерагуру представил в определенном порядке:
- Образ русской девушки. Главная героиня является человеком сильным и чувственным, она сострадательна и нежна, добра и искренна, старается помочь своему милому хотя бы песней. Все ее положительные качества усиливаются одним важным и главным – она обладает редким умением любить, и любит.
- Образ орла. Автор сравнивает птицу с возлюбленным Катюши, отправившимся воевать. Это молодой и сильный человек, поэтому поэт сопоставил его с орлом.
- Образ Родины. В песне есть слова о красоте природы, когда говорится о расцветающих яблонях и грушах, о поплывших туманах над рекой и крутых берегах, на один из которых вышла девушка Катюша. Такие картины часто являются ассоциацией с образом Родины.
- Символом является сама песня. Она проникнута надеждой на благополучный исход, в ней показан полет души девушки к ее любимому, значит, песня также является символом любви, которую демонстрирует девушка. Песня – это поддержка ушедшего на фронт парня.
Тематика и проблематика
Темы, затрагиваемые в произведении, схожи в одном – они об извечных проблемах русского народа в глобальном масштабе, но раскрываются они посредством демонстрации отношений Катюши с ее любимым.
Итак, одной из основных тем в произведении является тема любви к родине. Родина показана природой, окружающей девушку, этаким чудесным весенним пейзажем, который ассоциируется у большинства людей конкретно с родным краем. Слова отсылают именно к такому видению родины, и напутствуют нас на особое выражение любви к ней.
Кроме этой, в стихотворении прослеживаются и другие, не менее важные темы, такие как:
- Тема любви между девушкой и парнем, молодым пограничником, выраженная в их взаимных чувствах друг к другу.
- Защита родной земли, война. Тема эта показана, как беда, которая разлучила на время молодых людей. Война для любой страны – событие разрушительное и трагическое.
- Тема надежды, выражаемой девушкой посредством песни. Девушка поет о мирной, спокойной жизни, ведь она надеется, что ее избранник вернется домой живым.
- Тема природы родного края является составляющей всего стихотворения, именно на фоне природы показана героиня.
Проблемы в произведении всего две, и вторая была порождена первой. А именно – война, ведь война – это смерть и страх, страдания и разрушения. Войны были неразлучными спутниками человечества на протяжении всей его истории развития и приносили народам, странам, окружающей среде много бед.
Вторая причина – это разлука. Девушке тяжело дается разлука, она тоскует по своему возлюбленному, и облегчает душу от этой тяжести, заводя песню, когда выходит на высокий, крутой берег. Песня – это полет души героини, она словно говорит со своим милым и выражает все свои чувства.
Смысл произведения
Смысл рассматриваемого стихотворения таков: любая любовь требует жертвенности, которая, подчас, опасна гибелью. Одновременно с этим, любовь к женщине обязывает вернуться живым к ней.
Веру в победу добра над злом необходимо иметь всегда, нельзя утрачивать надежду на благополучную жизнь. Это и есть основная мысль Исаковского, его жизненная позиция.
Чему учит?
Автор в своем творении учит читателей тому, что всегда нужно в жизни – не падать духом, хранить надежду и верность, а так же бороться с трудностями, которые преподносит жизнь.
Поэт не обделил своим вниманием природу родных краев, он также учит любить и беречь ее, вставая на защиту родимой земли. Ведь природа – это мать всего живого, и в ней заключена как любовь, так и свобода. Мир создавался природой, и поэтому нужно его ценить и беречь. Необходимо беречь свою родину, родных людей, и стремиться к светлому будущему, несмотря ни на что.
И, кроме того, поэт-песенник считает, что нужно гордиться теми людьми, которые защищают Родину, и уважать их за нелегкую и опасную службу.
Средства выразительности
Так как произведение было проработано под песню, в нем в изобилии различных приемов и средств выразительности, благодаря чему оно и получилось певучим. Это обилие эпитетов, как простых, так и с инверсией, много метафор, имеются и олицетворения.
Например, «на высокий берег на крутой», «про степного, сизого орла» – эпитеты с инверсией; «за ясным солнцем», « девушку простую» – просто эпитеты. Или – «песню заводила про степного, сизого орла» – метафора.
Есть также обращения с олицетворением: «Ой, ты, песня, песенка девичья, ты лети за ясным солнцем вслед…», и «поплыли туманы» — просто олицетворение.