Краткое содержание рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
Самый краткий пересказ рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» писателя советского периода Фазиля Искандера можно прочитать буквально за минуту. В нем говорится о выдающемся поступке пятиклассника, который, боясь своего вызова к доске на уроке математики, уговаривает доктора и медсестру провести на этом злополучном уроке вакцинацию своего класса. Но догадливый преподаватель, обладающий остроумием, тонким юмором, высмеял хитреца перед учениками, назвал этот поступок мальчика «13 подвигом Геракла». Таково вкратце содержание произведения Искандера. Но читателям для серьезной подготовки к собственным занятиям и творческим проектам нужно познакомиться с его более подробным пересказом, который тоже представлен на нашем Интернет-ресурсе. В нем изложены все главные события сюжета, упомянуты конкретные детали.
Краткое содержание
В начале рассказа герой, он же и рассказчик, размышляет о преподавателях математики. Он считает, что это небрежные, со слабым характером но, при этом, слишком гениальные личности. Новый учитель математики, Харлампий Диогенович, абсолютно всем отличался от своих гениальных коллег. Выглядел он всегда безупречно — был гладко выбрит, одевался аккуратно. С его появлением в классе рассказчика установилась особенная дисциплина, такая, что даже сам директор являлся с проверкой: в кабинете ли пятиклассники или отправились на стадион? Математик обычно выглядел спокойным и невозмутимым, он никогда не повышал голоса, не грозился наказать или вызвать в школу родителей, не прохаживался между партами на контрольной. Невзирая на это, ни один из пятиклассников не пытался на уроке переговариваться, смеяться, заниматься списыванием. Если же из кабинета и слышался смех, то провоцировал его сам Харлампий Диогенович. Математику нравилось шутить над нарушителями порядка и проштрафившимися. Например, над опоздавшими. Обычно, если кто-то из школьников приходил с опозданием на урок, учитель искусно акцентировал на этом внимание класса, приглашая с почетом опоздавшего войти, при этом громко и с пафосом представлял его аудитории, называя «принцем Уэльским». В классе раздавался дружный хохот, и виновник отправлялся за свою парту пристыженным.
Как-то раз герой-рассказчик явился на урок математики без домашнего задания, так как он не знал решения задачи. До начала урока мальчик узнал, что сидевшие за одной партой отличник их класса Сахаров и Комаров смогли домашнюю задачу решить и очень испугался, что учитель вызовет его к доске. В этот момент в классную аудиторию явилась врач в сопровождении медицинской сестры. Медработники пришли в 5«А» сделать ребятам прививки от тифа, только ошиблись кабинетом и попали в 5«Б», в класс рассказчика. Он проявил активность и вызвался показать им нужный класс, боясь стать осмеянным у доски Харлампием Диогеновичем и одноклассниками. По дороге рассказчик пытается уговорить врача и его помощницу вакцинировать сначала его класс, поясняя, что во время следующего урока 5 «Б» отправится в музей, что было неправдой. Медики вернулись назад, в класс героя, и объявили, что 5«Б» нужно вакцинировать сейчас. Харлампию Диогеновичу ничего не оставалось, как пожертвовать своим уроком. Алик Сорокин, сосед героя по парте, боялся уколов, и ему стало дурно от прививки. Врачиха поднесла к носу Алика нашатырь. Сам рассказчик чувствовал себя приподнято, после прививки он похвалился Алику, что ему было от укола совсем не больно, хотя, на самом деле, это не так.
Врач с медсестрой покинули класс, до конца урока было еще несколько минут. Учитель поведал историю двенадцати подвигов Геракла, а еще сказал, что одного человека чувство боязни заставило совершить 13-й подвиг, чем он и скорректировал мифологию Древней Греции. Потом математик пригласил рассказчика к доске и предложил ему написать решение домашней задачи. Мальчик не знал, как его выполнять, медлил, тянул время и от этого выглядел еще смешней.
Этот случай заставил героя-рассказчика быть серьезнее и ответственнее при домашней подготовке к занятиям. Повзрослев, он пришел к выводу, что не нужно настолько большое значение придавать тому, что над тобой смеются, опасаться казаться смешным. Ведь, вполне может быть, что и великая империя Рима пала по той причине, что римские императоры чересчур много думали о собственной персоне и не умели относиться к себе с юмором. А школьный преподаватель героя-рассказчика еще с детских лет пытался внушить ему и его одноклассникам эту очевидную истину.