Анализ стихотворения Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»
Выдающийся отечественный лирический поэт 19 века Афанасий Фет писал о любви, о Родине, о природе. Он придерживался направления «чистого искусства». Тематика времен года была одной из любимых у Фета. В своем стихе «Мама! Глянь-ка из окошка…» он рисует чудную картину ранней зимы и передает полноту ощущений и эмоций, охватывавших людей при виде первого снега. Особенно этому событию радуются дети. Подтверждение тому – восторг и ликование крестьянского мальчика, увидевшего в окошко, как нарядно преобразил уличный пейзаж первый снег. По мнению автора, зима – это время сказок и волшебства, праздников и чудес. А еще это и пора веселых игр, затей, развлечений для детей и взрослых. На сайте Литерагуру мы представляем анализ вышеупомянутого стихотворения по плану, который поможет нам подробнее рассмотреть его и проникнуться счастливой, радостной, светлой атмосферой встречи долгожданной зимы.
Содержание:
История создания
На склоне лет Афанасий Фет часто вспоминал о Марии Лазич и их несчастную любовь. Возлюбленная была дочерью богатого польского дворянина, и ее семья отказала молодому поэту в женитьбе на Марии, которая потом вскоре умерла трагической смертью, будучи совсем еще юной. Афанасий Афанасьевич на протяжении всей жизни чувствовал себя виноватым в ее гибели. Несчастный случай произошел, во время чтения девушкой его письма. По одной из версий она в тот момент курила, и попавший на платье окурок его поджег. По другой – на платье упала зажженная свеча, и оно вспыхнуло. От полученных ожогов Мария скончалась. Трагическая гибель любимой омрачила душу поэта, он не мог ее забыть, и многие свои произведения посвятил памяти этой девушки.
Невзирая на печальное событие, угнетавшее автора всю оставшуюся жизнь, он, тем не менее, писал и светлые, радостные стихотворения. Позитивный настрой, ощущение счастья давала Фету неторопливая, размеренная деревенская жизнь. Автор был разумным, деятельным помещиком, предпочитал жить вдали от городской суеты, интересовался сельским хозяйством. Также поэт любил бывать на природе, любовался ею, испытывал восхищение от ее красоты. Свои эмоции и чувства Фет отражал в своих творениях. Стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка…» является одним из таких его шедевров. Написано оно было в 1887 г. С помощью простых фраз, талантливый автор выразил восторг маленького деревенского мальчика, очарованного дивной красой русской зимы.
Жанр, направление, размер
Рассматриваемое произведение – лирическое, а точнее оно относится к пейзажной лирике. Представляет произведение собой монолог. Поэт написал его в соответствии с основными законами реализма и «чистого искусства». Пейзажные изображения не отходят от действительности, выразительных средств в стихотворении не так много.
Стих написан в поэтическом размере хорей.
Композиционная структура
Композиционное строение произведения линейное. Оно имеет 3 строфы, каждая из них по 6 строк. Текст можно по смыслу разделить на 3 части.
- Часть I знакомит нас с ребенком, восторженно наблюдавшим за прелестью наступающей зимы. Свою радость и ликование мальчик торопится разделить с мамой. Малыш видит кошку, умывающую весь вечер свой нос. Этот признак символизирует приход зимних холодов.
- В следующей части автор дает описание красот русской зимы. Малыша восхищают ветки, украшенные бахромой, кусты с белой ватой.
- В финальной части эмоциональность проявляется наиболее ярко. Ребенку хочется, чтобы матушка пустила его на прогулку, чтобы испытать наслаждение от великолепия зимней природы.
Образы и символика
Центральным героем стиха является обычный деревенский мальчик, ощущающий восторг от наблюдения за наступлением зимы. Поэт непросто так ввел в произведение образ ребенка. Многие знают, что детям свойственны повышенная любознательность, искренность, непосредственность, а это говорит о том, что они в любом явлении или событии легко находят источник светлой радости.
Не менее важен и образ зимы в тексте. Он сказочный, чудесный, восхитительный, особенно для детей. Зимой они катаются на санях, играют в снежки, загадывают заветные желания и ожидают новогодние и рождественские подарки. В зимнее время ребятишки хотят участвовать в увлекательных уличных затеях, а их родители стремятся создать домашний уют. Глядя в оконце, мальчик любуется на зимнее преображение улицы. Ребенок испытывает радостные чувства, видя принарядившийся двор, празднично присыпанный легким первым снежком. Это зимушка-зима сделала двор чистым и красивым, в ней есть особенная сила созидания.
Мы не можем охарактеризовать более полно представленный в тексте образ мамы, он как бы скрыт автором, но его ощущает читатель в произведении. Судя по тому, как мальчик общается с матерью, мы можем утверждать, что у них теплые, нежные отношения, что мама души не чает в сынишке. Мама тоже вместе с мальчиком испытывает радость от выпадения первого снега. Ребенок настолько восхищен и счастлив, что она не хочет омрачать его настроения и разрешает сыну отправиться на улицу. Да женщине и самой хочется прогуляться, побродить по зиме.
Образ мальчика является и образом лирического героя. Поэт старался отразить непосредственно взгляд ребенка на чудесное преображение зимней природы. Потому что только дети находят в зимнем периоде года множество причин для веселья и радости. У нас возникает невольное желание поступить так же.
Тематика, проблематика, настрой
Центральная тема стиха «Мама! Глянь-ка из окошка…» весьма незатейлива. Это ликование мальчика по поводу наступления зимы. Многие читатели знают, что одна из важных черт мастерства Фета как поэта явилась тесная и прочная взаимосвязь человека с миром природы. От состояния окружающей среды зависит настрой человека. В рассматриваемом тексте ребенок и мама счастливы от выпадения первого снега. Особенно рад этому мальчик, так как для малыша наступление зимы – радостное и волшебное событие, несущее детям новые игры, затеи, увлечения, новогодние приключения и рождественскую сказку.
В тексте раскрывается тема природы через описание зимы, первого снега. Автор рисует чудесный зимний пейзаж – побелевший двор, посветлевшая улица, легкий морозец, ветви в красивом инее, кусты усеяны свежей, пухлой, белой ватой.
В стихе прослеживается и тема детства. Она выражена в изображении призмы, сквозь которую малыш разглядывает окружающий мир. Детство – это беззаботная и безмятежная пора, и в холодном периоде года дети видят только позитивные моменты. Мальчик убежден, что теперь он и его товарищи не будут спорить за санки, а весело побегут к горке, чтобы скорее катиться вниз с веселыми криками, с легким парком стремительно мчаться вниз.
Кроме того, в тексте мы наблюдаем также и фольклорные мотивы. Афанасий Афанасьевич обращает внимание читателя на примету, в те времена люди верили в них, ориентируясь по ним на особенности времен года и на то, какой будет погода.
Настрой произведения позитивный: мальчик рад наступлению зимы и первому снегу.
Главная мысль, идея
Основной мыслью стихотворения является стремление автора показать нам, что приход зимнего периода года – событие радостное и счастливое, полное нетерпеливого ожидания зимних чудес, развлечений, праздников, подарков и дающее веру в светлое будущее, надежду на благополучную жизнь. Наступающая зима вызывает у ребятишек восхищение и ликование, они всегда нетерпеливо ожидают возможность прокатиться на салазках, вылепить снежную бабу, построить крепость или снежный городок, сразиться в снежки.
Заветный смысл стиха состоит в том, что детская искренность, непосредственность, эмоциональность, преобладают над взрослой сдержанностью, степенностью и серьезностью. Взрослые не могут быть настолько наблюдательными и так радоваться любой приятной мелочи, доступной человеку. Ребенок в этом плане счастливее взрослого. Он является примером правильного отношения к жизни, так как умеет видеть эту радость и воспринимать действительность проще и ярче.
Художественные средства
Для передачи детской радости и ликования, которые охватили героя, при виде наступающей зимы автор употребляет разнообразные приемы и средства.
- Эпитеты делают стихотворение особенно эмоциональным: «светло-синий», «тороватый», «свежей, белой, пухлой».
- Способствуют приданию эмоциональности и олицетворения, встречающиеся в тексте: «по ветвям развешан иней», «кто-то… все убрал кусты».
- В описании великолепия и красы ранней зимы участвует и сравнение: «словно кто-то…свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты».
- В своем творении Фет также использует и просторечные слова и фразы: «глянь-ка», «Погляди хоть ты!», «салазки» и другие.
- Большая роль отводится в тексте интонации, знакам препинания,
- Имеется в нем и обращение: «Мама».
- Автор также употребляет и глаголы в различных формах, что указывает на более подробное детальное описание и смену действий.
Все эти и иные художественные приемы и тропы рисуют наиболее полно очарование и прелесть зимнего пейзажа, который крестьянский мальчик наблюдает из окна, и придают стихотворению теплый, радостный и легкий душевный настрой.