Сочинение: Роль пейзажных описаний в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»

В основной части творчества Михаила Лермонтова играет значительную роль образ природы, который одновременно выступает и фоном, и детальным декором. Она же отражает атмосферу произведения и является действующим лицом. У природы есть и душа, и свой темперамент, она словно зеркало – что творится на душе у главных героев, то и отражается на ее состоянии. Природа словно общается с персонажами, пытается их предупредить в случае необходимости или сподобить их на выбор другого пути, который был бы наилучшим для них.

Роль пейзажа в романах Лермонтова всегда подвижна и активна, в нем всегда что-то есть. В произведении «Герой нашего времени» видна необычная связь между внутренним миром центрального персонажа Печорина и природой, окружающей его. Может, специально для этого в романе приведена специальная глава «Дневники Печорина», в которой больше всего описаний пейзажей и различных природных явлений. В этой главе мы видим окружающий мир глазами главного героя.

В главе «Тамань» Печорину место, где он обретался, показалось тихим и молчаливым. Все вокруг спокойно и бледно, однако, темные волны несут тревогу в безмятежный, безмолвный мир, словно предвещая затаенную опасность.

И вскоре он сталкивается с этой опасностью в лице контрабандистов, что было напророчено туманом и затянутым тучами небом. Природа потакает любознательности Печорина, она вторит ему.

А еще природа показывает ему тогда же, что грядет схватка – когда ему пришлось бороться с девушкой – тогда он увидел две звезды на небе, словно спасительные маяки.

В главе о княжне Мери сопереживание природы выведено на новый уровень – в канун дуэли, которая должна была произойти между Грушницким и Печориным. Тучи затянули небо и опустились так низко, что скрыли горы до самых подошв, солнце выглядело, словно желтое пятно. Именно так видел природу вокруг себя, и так описал в своем дневнике Печорин окружающий мир. В душе царило волнение и смятение, ведь он ждал поединка и возможной гибели или убийства. Окружающие горы отражали простор души главного героя и его вольнолюбие. И в указанном фрагменте эти горы затянуты тучами.

Наиболее насыщенно, ярко и четко видно участие природы в жизни героя в главе «Фаталист», когда полный ясный месяц красного цвета, похожий на зарево или пламя пожара, горит на усыпанном звездочками небосклоне. Месяц навел его на мысль, что нужно что-то менять в жизни, отнестись более серьезно и осторожно к своей судьбе. А еще вид такого месяца предсказал собой скорую смерть одного из героев, и именно этому же персонажу Печорин напророчил гибель.

Хоть записи в дневнике показывают все уже в прошедшем времени и их детали отмечены по усмотрению главного героя, тем не менее, они убеждают читателя в том, что Печорин активно отзывался на различные перемены в природе, на ее состояние и настроение. Он реагировал на все ее знаки и другие проявления, обусловленные состоянием внутреннего мира героев и событиями, происходящими в главах романа. Это говорит нам об особо чувствительной душе Печорина, о поэтичности и романтичности его натуры, помогает нам лучше понять противоречивый внутренний мир главного героя.

Из всего сказанного можно сделать вывод, природа в произведении Михаила Лермонтова – играет важную роль. Она – прямой участник сюжета книги, очень дополняет и наполняет смыслом содержание, служит зеркалом для отражения внутреннего мира и настроения главного героя, сопровождает его в течение всего его пути, в котором он проводит большую часть времени, помогает и старается предостеречь от опасности.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector