Анализ стихотворения А. Вознесенского «Сага»

Во время правления Хрущева в СССР у общественности вырос интерес к поэтическим произведениям. Хотя, стоит заметить, что и ранее интерес к поэзии не ослабевал, однако именно период 60-х годов прошлого столетия идет в сравнение с Серебряным веком в литературной среде. В то время литература была частью образа жизни любого человека. Вознесенский стал одним из представителей второго Серебряного века.

История создания «Саги»

Стихотворение «Сага» Андрей Вознесенский написал в 1977 году. Практически сразу это произведение переложили на музыкальную композицию Оскара Фельцмана. Получившаяся песня была названа «Разлука». Она имела минимальные отличия от оригинала – изменили и укоротили текст стиха.

Однако знаменитым это стихотворение стало спустя четыре года. Это произведение вошло в рок-оперу «Юнона и Авось», где именовалось «Романсом морских офицеров». Но и там стихотворение использовано не все, а урезанная его часть. Как ни странно, это рок-произведение по сей день популярно и исполняется в Ленкоме.

По словам самого автора стихотворения, оно явилось ему во сне. Однако бытует несколько иная версия создания – якобы, автор создал стихотворение незадолго после расставания со своей любимой. Ею была в то время известная актриса Татьяна Лаврова. Они оба состояли в законных браках, что, впрочем, не помешало им стать любовниками, а наличие законных супругов никак на это не повлияло. Их разлука была настолько взаимной, насколько взаимны и сильны были их чувства, которые их пересилили и измучили.

Жанр

Стихотворение по своей жанровой принадлежности является романсом. Что такое романс? Это лирическое или романтическое произведение, в котором описываются обычные события в жизни, которые, однако, будоражат чувства читателя и лишают его покоя. Вообще, такое толкование романса присуще для испанской литературы. А трактовка термина во французской литературе имеет больше любовный уклон. Русский же романс является стихотворением о любви, которое было переложено на музыкальную композицию. Также в начале XVIII века на Руси романсом называлась городская песня. И рассматриваемая «Сага» совмещает все эти трактовки о романсе.

Кроме того, еще один жанр произведения – в его названии, так как сагой называется произведение, в котором охватывается очень длинный промежуток времени. В произведении хронологически точно и последовательно приводятся события, имеется много персонажей, которые детально описаны. Сага относится к прозе.

Считается, что автор решил назвать свое произведение сагой потому, что заострил внимание на правдивости. Саги обычно пишут по прошедшим событиям, в правдивости которых сомневаться не приходится, но есть и саги, содержание которых несколько фантастическое.

Вознесенский является авангардистом. Это значит, что он применял в своих стихах простую речь, он не разделял поэзию на типы профессионализма. Кроме того, жанры зачастую размыты.
«Сага» имеет размер в три анапеста, с неточной рифмой, которая перекрещивается с женской рифмой.

Композиция

В состав произведения входит 7 строф. Строки повторяются в анафоре, что делает эмоциональный окрас более сильным и больше обращается внимание на главное в произведении.

В каждой новой строфе приводятся отрывистые размышления главного героя, который прощается с любимой, с Адмиралтейством, с рекой, а потом он вновь думает о своей милой, вспоминает ее глаза – «безнадежные карие вишни», после чего окунается в теорию Гафиза, которая является своеобразной теорией перерождения.

В двух последних строфах главный герой раздумывает о вечности, отгородившись от всего окружающего мира. Он думает о том, как мелочны события в жизни, как незначительны печали и горести в сравнении с вечностью.

Порой кажется, что герой изгоняет из своего сердца теплые чувства, поселяя там холод и пустоту, после чего оба влюбленные становятся друг другу никем и их больше ничего не связывает.

Образы и символы

Героя произведения трудно охарактеризовать однозначно и конкретно, поскольку его образ является собирательным. По сути, он является общим. В лице этого персонажа автор собрал практически всех влюбленных, которые переживают горе разлуки. В его лице он описал все треволнения и искания, чем заполнить пустоту в душе, и кроме того – мужество, которое он проявляет в поисках.

Второй главный образ произведения Вознесенского – это его любимая, с которой он мысленно беседует. Порой он повторяется, говоря, что никогда не забудет и не увидит ее.

Первые строки первой строфы выступают описанием действий любимой – она разбудит милого на рассвете и выйдет его провожать необутая – то есть, она покорна и смиренна.

Последующее четверостишие получилось переломным в стихе, потому что вышло очень эмоционально напряженным. В этом четверостишии рассказывается о самом герое, о том, как неожиданно для самого себя он осознал свою обреченность, как он осознал теплоту своих чувств к любимой.

Вознесенский писал, что лирический герой «заслоняет ее от простуды». По факту – он обнимает любимую, однако поэт написал об этом простом действии более высокими словами. Этим он объясняет, что герой хочет защитить свою любимую от холодного окружающего мира. Он хочет оградить ее от бед, защитить от невзгод – и тогда, когда его нет рядом с ней.

Следующее, о чем идет речь – это процесс прощания лирического героя с водами запруд, Адмиралтейством, Биржей. Есть предположение, что поэт решил привести те места, которые у лирического героя связаны с образом любимой им женщины, с позитивными моментами в жизни.

Однако имеется и иное предположение – герой, обнимая возлюбленную, смотрит на пейзаж и видит запруду, которую поэт называет «водой в мурашках». Тем самым олицетворяя и сравнивая с человеком, который переживает. Поскольку у человека, который переживает сильное эмоциональное возбуждение, на теле появляются мурашки.

Вода в произведении является многозначным символом, потому что она является как символом, означающим вечность, так и символом женского начала. Если брать во внимание суть произведения, то можно сказать, что поэт хотел нам сказать о том, что любовь вечна, о том, что она неоднозначна и постоянна.

Вишня является символом доброты и надежды, она также является символом женской красы. Поэтому, можно сказать, что поэт неспроста сравнил очи возлюбленной с этой ягодой. Однако имеет место быть и иная теория – может быть, автор написал так из-за того, что глаза в общем плане похожи на вишни. В принципе, это сравнение очень неплохое и красивое.

Слова о том, что возвращаться – плохая примета, явно написаны для утешения, чтобы поднять настроение герою и его любимой. Этими словами оправданы действия героя.

Потом автор пишет с отчаянием и смирением о том, что даже, если любящие возродятся вновь, то им не суждено быть вновь вдвоем.

Потом речь заходит об абстрагированных мечтах, о будущем. Эти строфы уже не о том времени, когда разворачиваются события. Автор пишет о том, как тяжело переживать что-то в настоящем времени, и как просто смотреть на былое уже с высоты прожитых лет, это гораздо легче. Вполне может быть, что автор последние четверостишия написал, руководствуясь этой идеей.

Темы, проблемы, настроение

Одной из главных тем рассматриваемого произведения является тема расставания. По словам Ильи Резника, расставание является «маленькой смертью». Лирика в произведениях Вознесенского отличается особой чувствительностью. Л. Озеров как-то обратил внимание на то, что у Вознесенского творческий принцип, да и девиз по жизни сходны с теми, что были у Маяковского. Он там, где боль, везде. Автор чувствует боль – как отдельно взятого человека, так и народа, и он неравнодушен к этой боли, потому что чуток, он сострадателен.

Тема разлуки в произведении является подтемой любовной темы, однако в случае с любовью описывается нечто более полное и прекрасное. И пускай, это «нечто» непостоянно, но зато – оно живо. В этом случае, разлука является описанием возникающей пустоты, которая со временем поглощает и все остальное. Человека сковывает душевная боль – от того, что он в безысходности, и он не хочет смиряться с нежеланным, но в то же время и неизбежным. Вопросы этой проблематики таковы – как справиться с пустотой и болью от разлуки, является ли это чувство естественным, или нет, нужна ли вообще эта рана от разлуки?

Общее настроение произведения трагично, но не лишено выхода. Эмоциональное состояние героя ухудшается к концу произведения, однако на душе становится спокойнее. Страдание облегчается при осознании того, что ты не одинок в своих мучениях. Или, если сравнивать свои раны на душе с ранами на душе главного героя, то они могут показаться легче, чем у него, что перебьет личную боль. И благодаря этому в центре внимания оказывается жалость к герою.

Основная идея

Главной мыслью стихотворения является мысль об обратной стороне любви. Разумеется, не во всех случаях отношения завершаются расставанием, однако может быть и так. Читателя поражают смирение, отчаяние и мужество, чувства, с которыми живут герои произведения. Не всякий человек в состоянии так же поступить в схожей ситуации. Произведение отличается трагизмом, но оно учит читателей надеяться на лучшее и смиряться с неизбежным.

Смысл произведения сводится к тому, что не у всех полюбивших друг друга людей жизненные пути сойдутся. У романа финал едва ли будет счастливым, и тогда нужно разойтись. Ради любви. Такой финал будет весьма болезненным, но хорошим, потому что чувства и эмоции насыщают и обогащают жизнь, благодаря чему она делается лучше.

Средства выразительности

При написании стихотворения автор использовал разнообразные художественно-выразительные средства и приемы.

Тропы в произведении акцентируют внимание на основной мысли и на более важным и правильным понятиях.

В стихотворении имеется много эпитетов – «безнадежные, карие вишни», «минимальное непонимание», «двух живых, пустота неживая», «бессмысленная высь» и другие.

Также автор применяет следующие приемы: сравнение – качнется бессмысленной высью пара фраз, метафору – карие вишни, олицетворение, антитезу с анафорой.

Порядок слов в стихотворении инверсированный – он непрямой.
Есть эллипсис – так, примета является эллипсисом.
Имеется в произведении и риторическое восклицание.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector