Анализ романа «Тихий Дон» (М. Шолохов)

«Тихий Дон», как и «Войну и мир», стоит прочитать каждому, чтобы понять всю суть русского реализма и ощутить колоритную атмосферу исторического прошлого нашей страны. Анализ книги от «Литерагуру» поможет Вам вспомнить основные события и характеристики этого произведения, чтобы успешно подготовиться к сочинению или докладу.

История создания

М. А. Шолохов задумал произведение о роли казаков в период революции ещё в начале 20-х годов ХХ века. 1925 год — начало написания рукописи, предварительно называвшейся «Донщина», в которой писатель начинает с корниловского восстания. Однако с такой завязкой была непонятна мотивация казаков, зачем они пошли на восстание. Тогда литератор отказался от первоначального замысла и стал мыслить шире, так и получился масштабный эпос.

Измененный замысел повлиял и на название. Из «Донщины» родился «Тихий Дон», в последнем названии заключен фрагмент народной жизни, народный фольклор. Полностью замысел сложился в 1926 году. Роман печатался в журнале «Октябрь». Автор получал различные, порой противоположные отзывы на свое произведение. Его называли и гением, и отщепенцем, исказившим события. Однако время, самый главный судья, расставило все по местам, и теперь этот роман – жемчужина русской литературы.

Жанр, направление

«Тихий Дон» — яркий представитель реализма с элементами натурализма. Здесь герои выражают собой типичных представителей эпох, при этом сохраняя свою индивидуальность. События рассматриваются в развитии и изменении. Натуралистические элементы вводятся писателем для создания лучшего колорита, для детального описания атмосферы, подчас пугающей (например, так страшно и иногда отвратительно описываются некоторые военные эпизоды).

Жанр произведения достаточно редкий в литературе – это роман-эпопея, то есть крупное эпическое произведение со сложным повествованием, большим количеством героев и событий, причем события не частные, а общенародные. Писатель сосредоточился не только на героях, но и на судьбе всего народа в эпоху коренного перелома.

Суть

Основные события разворачиваются в станицах и хуторах Дона. В романе говорится о судьбе казака Григория Мелехова в контексте глобальных исторических потрясений. В начале у героя большая и счастливая семья: отец Пантелей Прокофьевич, мать Ильинична, брат Петр с женой Дарьей и ребенком, сестра Дуняшка.

Григорий собирается на службу, но его внимание привлекает соседка Аксинья Астахова, он начинает за ней ухаживать. Женщина хоть и замужем, но не знала любви всю жизнь, поэтому они сошлись с Мелеховым, пока ее муж был на службе. Но всему приходит конец: Степан Астахов вернулся, а Григория женили на Наталье. Девица Коршунова влюбилась в Мелехова без памяти, но вскоре он признался в безответности ее чувств.

Вскоре Григорий опять сошёлся с Аксиньей и ушел в имение Ягодное помещика Листницкого, где они были домашней прислугой. Аксинья рожает девочку. А Григорий скоро уходит на службу. Там он познал несправедливость и произвол. А Наталья в это время не выдерживает позора и пересудов и пытается покончить с собой, но остаётся жива. Дочь Григория и Аксиньи умирает, убитая горем мать не смогла противостоять ухаживаниям сына хозяина, Евгения.

Григорий получает серьезное ранение, в больнице он встречается с Гаранжой, вселяющим в него антимонархические настроения, а потом получает отпуск и едет в Ягодное. Григорий узнает об измене и возвращается к семье, с которой живёт и Наталья, супруги начинают снова жить вместе. Но приходится вернуться на фронт, где идёт активная агитация большевиков. К ним переходит и Григорий после революции. Он служит у красных, но однажды видит, как жестоко расправляются с пленными, что приводит его в смятение. Вскоре Мелехов получил рану и отправился в отпуск. Обратно Григорий не вернулся, а позже примкнул к повстанческому движению казаков. Во время первого выступления был убит Петр Мелехов.

В ходе восстания населенные пункты переходят от одной стороны к другой. Из-за этого семья Мелеховых, как и многие другие семьи, переживает различные неудобства. А Григорий мстит за смерть брата, поэтому жесток с противником. Забыть горе и заглушить душевный кризис помогают алкоголь и гулящие женщины. Об этом с горечью узнает Наталья.

Григорий случайно встречается с Аксиньей, связь возобновляется. Когда Мелехов уехал, через хутор гнали пленных коммунистов, которых растерзали жители, деятельное участие приняла в этом вдова Петра Дарья. Григорий не смог помешать смерти своих знакомых коммунистов, только друг детства, Мишка Кошевой, остался в живых.

Повстанцы отступают, Григорий берет с собой Аксинью. А Дарью награждают за ее «подвиг», но наградные деньги она на что-то откладывает, а в семью не отдает. Как она призналась Наталье, женщина хотела лечиться от подхваченного сифилиса. Но передумала, собирается покончить с собой. Чтобы не страдать одной, Дарья рассказывает Наталье, что Григорий с Аксиньей снова вместе. Это удар для женщины, она принимает твердое решение не рожать от неверного мужа (в этот момент она беременна). Аборт прошел неудачно, Наталья истекла кровью и умерла. Вскоре после ее смерти утопилась и Дарья. Григорий чувствует вину, отдаляется от Аксиньи.

Позже он вновь приехал домой по печальному поводу — заболел тифом. Зато после выздоровления помирился с Аксиньей, они отступали уже вместе. Но возлюбленная и сама слегла, ее пришлось оставить на содержании у людей в одном из населенных пунктов. Печаль Григория усиливается смертью отца от тифа. И страшной болезнью заболевает он сам, но, к счастью, выздоравливает.

Вскоре повстанцы окончательно проигрывают, после неудачной попытки эвакуации Григорий и его ординарец Прохор Зыков поступают к красным. Красная власть пока установлена, Мелехов замаливает грехи, а в это время Мишка Кошевой ходит к Дуняшке, его намерения серьезны, несмотря на то, что он и убил Петра. Они женятся.

Когда Григорий вернулся домой, как надеялся, навсегда, он понял, что грехи ему не простятся. Аксинья, дети, мирная жизнь — все это несбыточно. Мелехова хотят арестовать, он уезжает вместе с Аксиньей. Но шальная пуля убивает ее. А Григорий волей случая попадает в банду Фомина, вынужден остаться на несколько месяцев. У них нет совсем никакого будущего. Мелехов уходит от них, возвращается домой и обнимает сына. Вот, о чем повествует роман.

Главные герои и их характеристика

  1. Григорий Мелехов – центральный персонаж романа. У него чуть раскосые темные глаза, черные волосы, горбатый нос, внешность близка к восточной, по телосложению он поджарый и высокий. Герой своенравный, горячий, гордый, напористый, его чувство справедливости обострено (от этого и происходили все метания). При всех пробивных качествах хозяйственный и работящий, его тянет к земле, семье.
  2. Аксинья Астахова – возлюбленная главного героя. Внешне героиня «порочно красивая» и яркая: темные волосы, брови, красивые черные глаза, вьющиеся волосы, красивая фигура («здоровая полнота»). Жизнь ее бедна радостями, что развило упорство, терпение, боевой настрой («своего» Григория уступать не хотела), тактичность. При этом она ласковая, хозяйственная, страстная и смелая, что вызывает симпатию, несмотря на ее слабости. Она не может быть одна, поэтому верностью не отличается.
  3. Наталья Мелехова (Коршунова) – жена главного героя. Внешне она красивая и статная, ее волосы черные и глянцевитые, глаза серые, а тело крепкое. Героиня добрая, работящая, послушная, почтительная, скромная, сдержанная, наполненная душевным благородством. Однако ей свойственны также такие качества, как упрямство, мстительность и одержимость. Из-за обиды на Григория она губит жизнь народившегося ребенка.
  4. Пантелей Прокофьевич – отец главного героя. Григорий похож на отца, только последний носит в ухе серьгу и хромает. Герой много повидал на своем веку, но ярость усмирять не научился, он горячий и вспыльчивый, при этом трепещет перед генералами. У него выучка старого солдата, он предан монархии, уважает традиции казаков и ратует за патриархат.
  5. Ильинична – мать главного героя. Когда-то она была красива, но работа, обиды и побои мужа, его измены, быстро состарили героиню. Ее образ – выражение безграничной материнской любви. Это мудрая, терпеливая и покорная женщина, которая взяла на себя все хлопоты по воспитанию детей и формированию семейного духа.
  6. Петр Мелехов – брат главного героя. Он небольшого роста, приземистый, волосы пшеничного цвета, глаза карие, нос курносый. Герой хозяйственный, пытается из всего извлечь выгоду, добрый, смирный, покладистый, ловкий с начальством, умеренный во всем.
  7. Дарья Мелехова – жена Петра. Она высокая, тонкая, в лице особенно выделяются тонкие подкрашенные брови. Героиня не отличается верностью, изменяет при любом удобном случае, при этом ленива, цинична, легкомысленна, развязна, но жизнелюбива, никогда не унывает.
  8. Дуняшка Мелехова – сестра главного героя. Она — любимица отца, похожа на него, как и Григорий. Героиня работящая, практичная, сообразительная, способная к сильной любви.
  9. Михаил Кошевой – возлюбленный и муж Дуняшки, друг детства главного героя. Это коренастый, плотный человек, у него темные глаза и золотистые волосы, чуб спускается на лоб. Герой упорный, трудолюбивый, он большевик от начала до конца, что разводит его с Григорием.

Основные темы

Основная тема эпопеи, безусловно, революция, переросшая в гражданскую войну, и ее влияние на жизнь всего народа. Противостояние красных и белых поставило на разные стороны Григория и Петра, Григория и Михаила. Жизнь главного героя оказалась перевернута и разворочена. Он воевал долгие 7 лет. За убийства его мучала совесть, тем более он не мог выбрать тех, с кем быть, поэтому убивал и своих, и чужих. Большая часть семьи Мелеховых погибла из-за прямого или косвенного влияния событий гражданской войны.

Тематика также включает в себя такие вечные темы, такие как любовь, семья, Родина.

  1. Любовь предстает в разных ипостасях: незабываемая страсть Григория и Аксиньи, преданность Натальи, их общий трагический любовный треугольник, любовь и дело революции у Михаила Кошевого и Дуняши, у Бунчука и Анны, ветреная любовь Дарьи, всепоглощающая материнская любовь Ильиничны и Натальи к своим детям. Возможно, здесь чувства не такие возвышенные, как в произведениях XIX века, но они не менее сильные и настоящие.
  2. Семья – основа жизни для главных героев, в ней заключен смысл существования, дом поистине тихая гавань. Тема семьи – одна из магистральных в этом романе. Так, Григорий постоянно хочет вернуться в семью, забыть о войнах и крови и насладиться крестьянским бытом. Даже в будничных заботах заключена глубинная любовь всей семьи и покой.
  3. Тема Родины пересекается с семейной. Ведь отечество – это, в первую очередь, родной хутор, дом, семья. Это место, которое хочется защищать, чтобы потом в него вернуться. Вот одна из причин метаний Мелехова: он думал, конечно, о справедливости, но еще и о том, как очередной режим повлияет на его отчизну, за которую стоит биться до конца.

Тема казачества также встает перед читателем. Революция была воспринята казачеством неоднозначно: большинство из них были свободны, имели достаточно земли, поэтому держались за свое добро и не хотели его отдавать, ведь своим трудом заработано. Для многих казаков революция, гражданская война и последовавшая коллективизация – бедствие, которое в итоге практически уничтожило этот класс общества.

Основные проблемы

Проблематика «Тихого Дона» разнообразна.

  • Один из главных вопросов – выбор человека, проблема поиска правды. Она предстает здесь в широком смысле как выбор стороны в кровавой гражданской войне. Главный герой не может его сделать, потому что в убийстве своего же народа, в крови и несправедливости с любой стороны, крайне мало положительных моментов. Но жизнь заставляет выбирать, даже когда этого очень не хочется. В узком смысле проблема выбора встает перед Григорием в любви, он не может выбрать одну женщину: страсть к Аксинье не отпускает, но и Наталья вызывает теплые чувства.
  • Проблема гражданской войны, революции, да и войны в целом решается с пацифисткой точки зрения. Писатель рисует военные панорамы не как картины мужества и бравурной храбрости, для него это трагедия. Безусловно, автор поддерживает сторону большевиков, однако он не изображает их однобоко-положительно, оба противоборствующих лагеря неоднозначны, нельзя считать кого-либо абсолютно правым.
  • Проблема кризиса нравственных ценностей раскрывается автором с традиционной, но не устаревшей и спустя почти столетия стороны: он осуждает войну, убийства, распутство и измены, подлость и трусость, провозглашая вечные нравственные ориентиры: семью, Родину, любовь и правду.
  • Проблема отцов и детей встает перед нами в семье Мелеховых. Пантелей Прокофьевич – отец авторитарный, он — настоящий глава семьи, все решения принимает он, а ему никто не может возражать, даже взрослые сыновья. Но постепенно герой теряет свою власть, в этом есть символическое значение, так как все происходит во время гражданской войны: революционные события изменили и традиционные семьи.

Главная мысль

Смысл всего романа заключен в последнем эпизоде, когда измученный Григорий возвращается домой после долгих лет скитаний, войны и крови. Он встречает своего сына, узнает, что его дочь умерла от глоточной, берет мальчика на руки и понимает, что в этом ребенке заключено все, что осталось у героя, что соединяет его с неласковым миром.

Таким образом, идея романа-эпопеи в том, что дом, семья, Родина – основа жизни человека, именно это самое главное и самое вечное, в родные места стоит стремиться, потому что все остальное проходит и не является важным.

Чему учит?

Чему же может научить роман, почему выше сказано, что его стоит прочесть каждому? Во-первых, в этом произведении заключена вся Россия, все народные корни и истоки. Спустя сто лет читатели, совсем не донские казаки, сопереживают героям, живут вместе с ними. Это определенная примета талантливого произведения.

Во-вторых, эпопея транслирует пацифистский пафос, вечные ценности, которые иногда пытаются оспорить современные мыслители. На примере этого высокохудожественного, но простого произведения мы понимаем, насколько важны такие понятия, как семья, чистая и преданная любовь, Родина, добро, взаимовыручка. Вывод автора прост: высокая мораль должна стать основой межличностных отношений, иначе люди обречены на новые кровавые эпизоды, которые разрушат их жизнь.

Критика

Критика разделилась на два лагеря: безусловно положительная и резко отрицательная. К первой группе относится А. Серафимович, отметивший реалистичность и яркость образов, Ф. Вайскопф, сравнивший «Тихий Дон» с «Войной и миром», Д. Олдридж, считающий книгу открытием России для иностранцев, К. Дитрих, А. Стиль, Р. Ролан, А. Толстой и другие.

Отрицательная критика ярче всего представлена у А. И. Солженицына, который доказывал, что М. А. Шолохов не смог бы написать такого масштабного романа при своем отсутствии опыта и образования. Позже в авторы предлагали белого офицера, у которого писатель украл рукопись и напечатал под своим именем. Кроме такой критики, некоторые советские рецензенты считали, что писатель недостаточно прославил советскую власть и сочувствовал белым.

Кто бы что ни говорил, лучше всего самостоятельно составить мнение о книге и насладиться ее прочтением.

Автор: Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector