Анализ рассказа Всеволода Гаршина «Красный цветок»
Жизнь отечественного литератора Всеволода Михайловича Гаршина была трудной и короткой – всего 33 года. Закончилась она трагически – самоубийством писателя. Причиной столь раннего ухода Гаршина из жизни стала его продолжительная депрессия на почве психического заболевания. Будучи молодым, он участвовал в Русско-Турецкой войне, где получил ранение. Выйдя в отставку офицером, писатель отдается творчеству: пишет рассказы на военную тематику и не только. Кроме того, он получает известность и как художественный критик.
Среди наиболее известных литературных работ Всеволода Гаршина – рассказ «Красный цветок», в котором он поднимает тему и проблему безумства. Это произведение автора становится нетипичным для той эпохи. Некоторые исследователи утверждают, что именно с этого творения берет начало Серебряный век в отечественной литературе. Наш сайт Литерагуру предлагает анализ данного рассказа по плану. Он поможет вам осознать смысл сюжета и понять внутренний мир героя рассказа.
Содержание:
История создания
Как считали психиатры, В.М Гаршин был болен маниакально-депрессивным психозом. Впервые признаки этой болезни проявились у писателя в семнадцатилетнем возрасте.
Автор беллетристики В.И. Бибиков потом утверждал, что на создание рассказа «Красный цветок» повлияло нахождение Гаршина в Сабуровой даче – Харьковском лечебном учреждении для душевнобольных, о котором он вспоминал. Особенно Всеволод Михайлович помнил об окне с решетками и о больничном цветнике. Эти два элемента особенно актуальны для писателя, именно их он отразил в своем творении. Кроме них, в нем также Гаршин представил и портрет всей лечебницы, в которой он находился: огромное государственное здание строгого вида с просторными помещениями, широкими коридорами. Верхний его этаж был исключительно женским.
В рассказе Всеволод Михайлович так говорит о нем:
«Выходит нечто фантастическое, хотя на самом деле строго реальное».
Написано произведение «Красный цветок» в 1883 г. а издали его впервые в ж. «Отечественные записки». Посвятил его Гаршин памяти недавно умершего тогда выдающегося русского писателя И.С. Тургенева.
В рассказе автор придает большое значение образу цветка мака. Не секрет, что он, как и некоторые другие творческие люди, его современники, принимал запрещенные препараты, в состав которых входит мак. Выражение «зло красных цветов» в данной трактовке можно понимать в прямом смысле: персонаж мог погибнуть от наркотической зависимости, что происходит и с самим Гаршиным, ведь его жизнь обрывается трагически в расцвете лет. Писатель, измученный приступами психического заболевания, бросился в лестничный пролет и разбился.
Жанр и направление
Сочинение «Красный цветок» является рассказом, так как он небольшой по объему и сюжетная линия развивается вокруг одного персонажа. В нем рассматривается судьба героя.
Написано произведение в направлении психологического реализма. В него включены элементы автобиографии автора и приукрашивающие детали.
Композиционные особенности
В рассказе 6 глав. Событие, в котором центральный герой попадает в лечебницу и находит в тамошнем саду цветущие маки, являются завязкой произведения. Именно эти цветы наталкивают его на идею.
Главный герой пытается погубить маковые цветки, при этом он испытывает сильные душевные мучения – так происходит дальнейшее развитие действий в рассказе.
Кульминацией произведения становится акт жертвенности – герой поглощает маковое зло своей душой и от нервного истощения погибает.
Смысл заголовка
Заголовок «Красный цветок» свидетельствует о главном «зле» произведения в глазах человека, страдающего душевным недугом. Еще в Древней Греции маковые цветы стали символом Танатоса, бога смерти. Кроме того, красный цвет – это символ любви и страсти. Он же считается и символом крови, агрессии, ненависти.
Помимо символических значений красного цвета, нельзя забывать и об опасности практическом применении растений мака в начале ХХ столетия, ведь в то время его вредные и полезные свойства были еще слабо изучены. Это привело к тому, что большое число людей поплатились собственной жизнью по причине маковой зависимости. Распространилась она и в среде творческих личностей, уже тогда становилась одной из негативных проблем общества. В своих творениях ее поднимали представители русской литературы Серебряного века: В. Шишков, М. Булгаков, Л. Андреев и другие.
Суть: о чем?
Автор раскрывает перед читателем душу человека, страдающего психическим расстройством, его сокровенное желание – искоренить величайшее зло, таящееся, как он считает, в цветах мака, растущих в больничном палисаднике. Душевнобольной человек, оказавшись в психиатрической клинике, уверен, что все окружающие – слепцы и мучители. Лечащий доктор не может опровергнуть парадоксальность его логики. Считая, что цветы мака несут миру зло, пациент старается уничтожить их, невзирая на то, что сторожа выражают протест. С каждой попыткой состояние больного ухудшается. Герой худеет на глазах, докторам не удается сохранить ему жизнь.
Осознав источник мирового зла, пациент отчаянно пытается погубить маки способом впитывания их зла в собственную душу. Финал произведения трагичен: герой уходит из жизни, держа в руках последний увядший цветок с грядки.
Характеристика главных героев
Центральным персонажем рассказа Гаршина является душевнобольной человек, проходивший лечение в клинике. У героя нет имени. Он одержим идеей – уничтожить зло, которое несут собой цветки мака. Пациент с головой ушел в борьбу с этим злом, он всячески стремится его победить, чтобы добро восторжествовало над несправедливостью. За это мужчина готов отдать даже собственную жизнь. Но слабая, ранимая душа героя не смогла противостоять ударам двуличной и коварной действительности.
«Он был страшен. Сверх изорванного во время припадка в клочья серого платья куртка из грубой парусины с широким вырезом обтягивала его стан; длинные рукава прижимали его руки к груди накрест и были завязаны сзади. Воспаленные, широко раскрытые глаза (он не спал десять суток) горели неподвижным горячим блеском; нервная судорога подергивала край нижней губы; спутанные курчавые волосы падали гривой на лоб.»
Коллектив врачей, обслуживающий персонал и другие пациенты клиники представлены писателем нейтральной массой людей, равнодушной и безразличной. Персонал в своей работе четко следует предписаниям больничной инструкции, не вникая в то, о чем рассказывают пациенты, просто выполняют служебные обязанности.
Зато образ цветов мака имеет много смыслов и значений:
- На основе растения мака производятся запрещенные вещества, которые опасны для здоровья и жизни людей.
- Маковый цвет в некоторых произведениях становится символом соблазна. Например, «щеки, как маков цвет».
- Сам по себе красный, алый цвет считается символом опасности, злой силы, кровопролития, так как он ассоциируется с кровью.
Возможно, Гаршин завуалировал в описании воздействие на психику людей популярных в то время веществ.
Тематика и проблематика
Главная тема рассказа – стремление к устройству всеобщего счастья. Центральный персонаж намерен бороться за справедливость, и это намерение становится настолько сильной навязчивой идеей, что приводит к заболеванию героя. Стремясь всячески побороть зло, стоящее на дороге в царство всеобщего добра и счастья, пациент лишается последних сил. Фанатичность, навязчивость идеи, альтруистичность становятся причиной психического расстройства основного персонажа.
Следующей актуальной темой рассказа становятся самоощущения пациента. Гаршин детально показывает, о чем думает душевнобольной человек, что чувствует. Он описывает состояние пациента, то, как оно меняется:
«На несколько мгновений он проснулся в полной памяти, как будто бы здоровым, затем чтобы утром встать с постели прежним безумцем».
Писатель также раскрывает перед читателями парадоксальность логики сумасшедшего человека, пытается объяснить странности его поведения, необычность поступков:
«Мне все равно, где ни быть и когда ни жить. Если мне все равно, не значит ли это, что я везде и всегда?..»
Также в тексте прослеживается и тема жертвенности ради высокой цели. Персонаж, одержимый идеей борьбы со злом, решил, что для победы над ним нужно самоотречение и героизм. Он на все был готов, но только спасительные идеи персонажа выглядели бредом душевнобольного человека.
Главной проблемой рассказа «Красный цветок» является отторжение душевнобольных людей обществом, их боль и одиночество. На протяжении всего произведения прослеживается желание человека и его стремление к совершению доброго дела – спасению человечества от величайшего зла, но положение психически больного среди окружающих людей, его общественный статус становятся причиной того, что окружение не воспринимает его намерения серьезно. Герой рассказа, как и другие психически больные люди, не понят обществом и отвергнут им. Он оторван от действительности и оставлен наедине со своим заболеванием, ослабляющим его разум и физическое состояние.
Другой проблемой произведения мы может назвать отношение к пациентам лечебницы. В основном оно желает лучшего, так как в нем много отрицательного. Зачастую больные испытывают насилие со стороны медперсонала и обслуги, их подвергают унижениям, насмешкам, потому они и не могут излечиться. Их одеяние убого, а условия содержания ужасны: колпаки взяты на войне или на аукционе, люди ухаживающие за ними, бездушны и даже жестоки.
«Солдат взял за два конца грубое полотенце и, сильно нажимая, быстро провел им по затылку, сорвав с него и мушку и верхний слой кожи и оставив обнаженную красную ссадину».
В лечебнице работают и добрые, участливые люди. Они подкармливают героя и успокаивают. Однако сострадающие работники своим участием уже не могут помочь ему, потому что корни безумия уже поселились в человеческой душе.
Основная мысль, идея
Какова основная мысль анализируемого рассказа, в чем его смысл? Гаршин показывает душевное состояние психически нездорового человека, постепенно теряющего связь с действительностью и погружающегося в атмосферу безумия. Писатель показывает читателям ситуацию, где человек, одержимый высокими идеями и благими помыслами, может стать жертвой собственной борьбы за мнимую справедливость.
«И он лежал, изнемогая в призрачной, несуществующей борьбе, но все-таки изнемогая. Утром фельдшер застал его чуть живым».
В действительности аналогичная ситуация может произойти и с обычным, не больным человеком, вдохновившимся какой-либо светлой, позитивной идеей, благими намереньями. Из-за невозможности их выполнения или немыслимости объема цели окружающие его отвергнут. Также автор дает понять читателю, что если следовать своей навязчивой идее и упорно гнаться за достижением призрачной цели, можно растратить силы впустую и лишиться рассудка. Такова основная мысль рассказа Всеволода Михайловича.
Чему учит?
Книга Гаршина учит нас многому. Автор предостерегает читателей о том, что даже высокие идеи и гуманные цели могут стать причиной напрасного растрачивания физических и духовных сил и довести человека до сумасшествия. Любой из нас может заблуждаться в верности какой-либо теории, испытывать какие-то иллюзии в отношении достижения справедливости, которые рассыпаются, столкнувшись с безжалостной, суровой реальностью, которая на деле оказывается еще более жестокой и бездушной. Герой «Красного цветка» не смог выдержать воздействия на него далекой от совершенства действительности, разрушившей выношенную им идею справедливости. Он болезненно воспринял ее крушение, не смог с этим смириться и стал одержим безумием.
Каким бы не был персонаж рассматриваемого нами текста, он стремился найти решения проблем, актуальных для него, и потерпел поражение. Борясь за справедливость, персонаж растерял все свои силы, лишился воли. На примере печальной жизни и судьбы героя Гаршин подает сигнал своим читателям, что нельзя принимать собственные невзгоды и проигрыши слишком близко к сердцу. Также он говорит и о том, что не нужно стараться изменить мир в лучшую сторону в одиночку, потому что такая ноша может быть непосильной для одного человека. Он может не выдержать и потерять свое «я», гонясь за призрачными идеалами и ошибочными теориями.
Критики о рассказе
Критики и литературоведы советской эпохи проводят параллель между идеями, прослеживающимися в «Красном цветке» с передовыми идеями разночинцев, а образ героя связывают с образом революционера-разночинца, отстаивавшего свои принципы и взгляды и погибшего в неравной борьбе.
Дмитрий Святополк-Мирский, русский литературный исследователь, о «Красном цветке» и его авторе говорил так:
«В <рассказе> болезненное и напряжённое нравственное чувство Гаршина достигает апогея. … Удручающая атмосфера сумасшедшего дома передана с впечатляющим мастерством. Нельзя сказать, что Гаршин великий писатель. Его манера слишком связана с годами упадка литературы. Техника недостаточна; даже в Красном цветке читателя сердят встречающиеся несоразмерности. Но со всем тем стиль его — чистый, сдержанный и искренний…»
Отечественный литератор Глеб Успенский, размышляя об источнике душевного страдания людей и о жизненной несправедливости, в подтверждение своих мыслей тоже обращается к вышеупомянутому рассказу:
«Читая такую вещь, как «Красный цветок», мы, кроме тонких наблюдений над симптомами психической болезни, видим, что источник страдания больного человека таится в окружающей его жизни и что оттуда, из жизни, страдание вошло в его душу. Видим, что жизнь оскорбила в нем чувство справедливости, огорчила его, что мысль о жизненной неправде есть главный корень душевного страдания и что нервное расстройство, физическая боль, физическое страдание только осложняют напряженную работу совершенно определенной мысли, внушенной впечатлениями живой жизни».