Анализ стихотворения Алексея Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…»
Великий отечественный литератор А.Н. Толстой большинству читателей известен как писатель. Он писал социально-психологические, исторические и даже научно-фантастические книги. Автор был трижды удостоен высокой награды – Сталинской премии I степени.
Кроме прозаических творений, Алексей Толстой сочинял и поэтические произведения. И проза, и стихи Алексея Николаевича входят в образовательные программы школ и профессиональных учебных заведений гуманитарного профиля. Одна из его популярных поэтических работ – «Вот уж снег последний в поле тает». На сайте Литерагуру представлен анализ этого стиха по плану. В произведении поэт выразил собственное очарование и ликование, вызванное наступлением теплой и ласковой весны, и противопоставил этому страдания, которые приносит запретная любовь человеку.
Содержание:
История создания
Алексею Толстому было суждено влюбиться в Софью Миллер. На тот момент она была замужем. Такие отношения были запретными в свете, и поэтому вся петербургская элита потеряла интерес к одаренному поэту и отвернулась от него. Но не только светское общество отвернулось от графа, с Алексеем Николаевичем прекратили общение даже его родные и самые близкие товарищи. По этой причине графская карьера могла не сложиться, такое положение вещей действовало угрожающе на его общественное и служебное положение.
Поэтому из-за такой неблагоприятной ситуации Толстой решил перебраться на жительство в свое родовое поместье и прекратить встречаться с возлюбленной. Их отношения и ситуацию вокруг них еще больше осложнило и то обстоятельство, что любимой женщине в течение семи лет не удавалось оформить развод с мужем.
Стихотворение Алексея Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…» было завершено в 1856 г. Тогда поэт и Софья уже находились в разлуке, поэтому оно имеет печальный настрой. Граф отлично знал, что его возлюбленная испытывает еще большие трудности, чем он сам, так как женщина не могла покинуть северную столицу и терпела от всех унизительные насмешки.
Жанр, размер, направление
Рассматриваемое произведение представляет собой сочетание пейзажной лирики с дружеским посланием. Поэт напрямую, без посредников, повествует читателям о скором наступлении долгожданной весны, о теплых ясных вешних деньках и при этом обращается к неизвестному близкому человеку, которому в тот момент очень нелегко.
В стихе Толстой использовал размер – четырехстопный хорей.
При создании этого произведения поэт работал в направлении «чистого искусства». Толстой не включал в свою лирику вопросы политики, философии, социума, старался показать пробуждение весенней природы, ее красоту и гармоничность.
Композиция
Строение этого стиха, то есть его композиционная структура основаны на принципе контрастности. Лирический текст состоит из 4 строф.
Первая строфа посвящена теме прихода весны. Лирический герой замечает самые первые приметы скорого наступления чудесного периода года, которого так ждут и люди, и окружающая природа. Это такие признаки, как расцветающий колокольчик, последний снег, клик прилетевших с юга на родину журавлей.
В следующей строфе говорится о том, как радуется весне лес и все в природе, и это состояние природного мира невольно передается и лирическому герою, тоже нетерпеливо ждущем наступления теплых вешних дней.
Третья строфа строится на контрасте — противопоставлении восторженно ликующей природы и сердечным переживаниям человека. Этот контраст усиливается вопросами, которые задает герой своему неведомому собеседнику.
Четвертая строка посвящена описанию трудной жизни подруги лирического героя, которому понятна причина ее душевных терзаний и печали. Она хочет лишь оказаться в родном краю и не разделяет радостное настроение всей окружающей природы и лирического героя.
Идиллия вешнего пейзажа – природного пробуждения – контрастирует с внутренней дисгармонией подруги или возлюбленной лирического героя.
Образы и символика произведения
В стихотворении А. Толстого мы наблюдаем следующие образы:
- Лирический герой. Мы можем утверждать, что этот образ наделен чуткостью и состраданием. Герой наблюдателен, он понимает, что происходит в душе другого человека, что друг, к которому обращены его слова, мучается и страдает, что он испытывает грусть и печаль. Герой говорит читателям о том, как влияет мир природы на состояние человеческой души. Но той, как мы понимаем далее, девушке или женщине очень тяжело психологически, и ее не радует оживленное, счастливое состояние просыпающейся весенней природы. Ей безразлична прелесть чудесной весны, потому что героиня несчастлива и от этого печальна и грустна. Женщине больше всего в тот момент хочется оказаться родимом краю, а весна ее совсем не радует.
- Весна. Этот образ счастливый и радостный. Весна – долгожданное и всеми желанное время года. Оно несет и природе, и людям веру, надежду на светлое будущее. Но в тексте весна не может оживить душу глубоко несчастного человека. Он готов, не раздумывая, променять ликование природы на спокойную жизнь в родном краю. Для него земная весна не становится весной душевной, расцвета души не происходит.
- Лирическая героиня. Созерцая красоты вешней природы, в то же время лирический персонаж видит, что женщина, к которой он потом обращается, совсем не рада наступающей весне. Она пребывает в большой печали, и ничего ее не может вывести из такого гнетущего состояния. Лирическую героиню не очаровывает весна и не вызывает ее восторга и восхищения. Всему виной невыносимые условия жизни женщины, и потому ей очень хочется попасть на родину. Может быть, это какая-нибудь деревенька, где женщина могла бы скрыться и где вынужден был жить сам автор, избегая осуждения высшего общества и стараясь не компрометировать свою возлюбленную в глазах света. Возможно поэтому, в произведении о том ничего не сказано, даже нет намека на их связь, любовные отношения. Только обратившись к биографии поэта, читатели могут сопоставить некоторые факты из его жизни и понять скрытый смысл стихотворения.
Когда Толстой работал над этим произведением, он не ведал, как сложится его дальнейшая жизнь и что спустя 7 лет они с Софьей вступят официально в брак, несмотря на осуждения света.
Темы, настрой, проблематика
В стихотворном тексте «Вот уж снег последний в поле тает…» особенно ярко и контрастно противопоставляются 2 темы: весеннее пробуждение природы и душевные переживания неизвестной женщины.
Первая тема прослеживается в наблюдении за весенними переменами в окружающем мире, за тем, как в природе все просыпается и оживает. Этот мир яркий, молодой, веселый, он с каждым вешним днем преображается и все больше хорошеет.
Вторая – тема дисгармонии женской души раскрывается с помощью адресованных таинственной незнакомке риторических вопросов, обращения в сочетании с глаголом женского рода. Поэт сочувствует ей и с нею солидарен, а женщина находится в глубокой грусти и позитивные перемены в мире природы, ее весенний блеск незнакомку не радуют.
Одна из наиболее глубоких проблем в стихотворении – это проблема неволи. На нее указывает сослагательное наклонение глагола «отлетела б», которое подразумевает несвободу, наличие преград, удерживающих героиню в опостылевшем ей месте. Туда не проникают весенние изменения.
Читая это стихотворение, мы замечаем, как в нем происходит смена лирического настроения. Это касается и эмоционального фона, и чувств лирических персонажей. Сначала лирический герой радуется наступлению весны, а потом вспоминает о таинственной даме и его душевная радость сменяется состраданием и сочувствием к ней. Светлое, восторженное настроение исчезает, а на смену ему приходит грусть, сожаление, вызванное тем, что женщина, которую он называет «другом» не ощущает радости от прихода весны.
Основная мысль, идея
В чем же заключен смысл стихотворения? Алексей Толстой своим произведением хотел донести до нашего сознания, что мы не имеем власти над событиями и ситуациями, которые определяют наш жизненный путь, влияют на наше душевное состояние и настроение, вызывают различные эмоции и чувства. Весенняя радость природы, ее пробуждение не может в человеческой душе вызвать светлый эмоциональный отклик, если она отягощена какими-то житейскими или другими внутренними проблемами. Если на душе грустно и тревожно, то ясный свет звезд не для нее. Ей хочется «отлететь» в родной край, но какие-то причины не позволяют сделать этого, удерживают взаперти, вызывая тяжелые думы и уныние.
Центральной мыслью текста является осознание автором того, что состояние человека и состояние природы не синхронны. Если человек страдает, то к природной красоте он безразличен. И весна «земная» не всегда совпадает с весной в человеческой душе, которая учащает биение его сердца.
Выразительные средства
Чтобы передать эмоциональность стихотворения, его настрой, Толстой употребляет в тексте традиционные выразительные средства и приемы:
- Эпитеты – «снег последний», «теплый пар», «юный лес», «зеленый дым», «родному краю», «земной вечны».
- Метафоры – «в душе так мрачно», «на сердце тяжело», «синий кувшинчик».
- Олицетворения – «Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет», «И зовут друг друга журавли», «Все любит и поет», «весны дыханием согрето».
Кроме упомянутых средств, А. Толстой использует также и такие художественные приемы, как риторические вопросы, обращение «мой друг».
Познакомившись с этой поэтической работой автора, можно утверждать, что поэт мастерски изображает природу своего родного края, использует роскошную, насыщенную палитру красок, наделяет все свои образы ярким колоритом: весну рисует теплой и ласковой, ей радуется вся природа и многие люди, лирического героя – человеком наблюдательным, чутким, понятливым и добрым. Героиню же он показывает нам несчастной девушкой или женщиной, которую вешняя природная краса совсем не радует из-за ее душевных терзаний и неволи. Если бы не контраст в эмоциональном настрое стихотворения и не появление в нем печальной незнакомки, которой не до восхищения и любования весенней природой, можно было бы назвать этот стих гимном наступающей весне.