Анализ стихотворения Николая Некрасова «Вчерашний день, в часу шестом»
Выдающийся отечественный поэт 19 столетия Н. А. Некрасов посвящал свои сочинения униженному, бесправному и многострадальному русскому народу, который он очень любил и жалел. Но кроме народной тематики, как и у многих представителей поэтического творчества той поры, одной из центральных тем работ Некрасова стала роль поэта и поэтического искусства в российском обществе. Важное место в этом тематическом направлении заняло стихотворение, которое называется «Вчерашний день, в часу шестом». Автор в нем рассуждает о значении поэзии, предназначении поэта, его роли в общественной жизни, а также предается размышлениям о тяжелой судьбе и незавидной доле русского крестьянства. В этой статье мы проанализируем данное сочинение по представленному плану, разберемся более подробно в особенностях его композиции и рассмотрим, какие выразительные тропы помогают Некрасову выразить собственную авторскую позицию и наполнить лирический текст особым эмоциональным и смысловым содержимым.
Содержание:
История создания
Стихотворение «Вчерашний день, в часу шестом» было завершено примерно в 1848 г. Когда впервые оно было опубликовано, неизвестно, да и сам автор обозначил дату появления этого сочинения приблизительно, когда нашел его наброски в карандаше.
Сам Некрасов не был очевидцем этого события, потому как в 1845 г. эту меру наказания отменили в связи с введением «Уложения об наказаниях». В то время физические наказания в отношении женщин были редкими, и их не делали публичными. Но поэт под этим имел в виду иную смысловую суть, связанную с его творческой культурой. В тот период цензура сурово относилась к его сочинениям, перечеркивая их красными чернилами, и эти красные линии визуально напоминали кровавые следы по спине от розги или бича. Так появляется в стихотворении «иссеченная муза», ее образ становится свидетельством того, что власть народ мучает так же, как и поэтическое искусство.
Хотя известную петербургскую площадь Некрасов упоминает неслучайно, так как непосредственно на ней располагалось управление полиции, где телесно наказывали алкоголиков и воров, но тоже подальше от публичных сборищ. Представителей же дворянства телесно наказывать было не принято, что говорило о несправедливом сословном неравенстве, так тяготившем поэта.
Стихотворение носит обличительный характер, оно в завуалированном виде говорит о крестьянском бесправии. Из-за ограничений цензуры произведение «Вчерашний день, в часу шестом» печатать запретили. Было издано оно спустя много лет, лишь в 1883 г. А еще через 9 лет, после повторной публикации в 1892 г. это стихотворение стало популярным а читательской среде.
После революции 1917 г. и создания советского государства оно вошло в сборник поэтических работ Н.А. Некрасова, а позже его стали изучать в отечественных общеобразовательных заведениях.
Жанр, направление, размер
Нам представлен лирический стих, начинающийся с зарисовки. Завершается он обращением автора к собственной Музе. Николай Алексеевич поведал своей вдохновительнице о жестоком отношении к народу и к русской лирике.
Некрасов придерживался направления критический реализм. Он осуждал мрачную и несправедливую российскую действительность, изображая ее правдиво и реалистично.
Четкость ритмической композиции придают чередующиеся трех- и четырехстопный ямбы. Именно в этом размере стиха наиболее глубоко и ясно отражается авторская позиция.
Композиционные особенности
Текст «Вчерашний день, в часу шестом» состоит из 2 строф, которые являются и его смысловыми частями.
В 1-ой строфе автор рисует картину наказания молодой крестьянки. Он отмечает конкретные время, место события и вид наказания. Основной персонаж становится свидетелем жуткого зрелища – расправы над крестьянской женщиной, ее избиения, осуществлявшегося публично на Сенной площади.
Во 2-й строфе содержится обращение автора к музе. Некрасов заставляет ее смотреть на ужасающее зрелище и говорит своей вдохновительнице, что униженная и жестоко избитая женщина – ее сестра.
Особенностью композиции произведения является то обстоятельство, что смысл, заложенный в 1-ой строфе, получает свое полное раскрытие в заключительной. Такой прием свидетельствует о том, что композиция в тексте использована последовательная.
Образы и символика
Центральным в рассматриваемом шедевре становится образ молодой русской женщины, представительницы крестьянского сословия. Ее подвергли на петербургской площади позорной и жестокой мере наказания. Главный персонаж наблюдает за происходящим. Через его образ поэт выражает собственные чувства и ощущения. Хотя в действительности этого происходить не должно было, тогда женщин публично не подвергали порке. Но смысл данного образа не нужно истолковывать прямолинейно. Через героиню автор отразил бесправное положение культуры и искусства, отвечающих интересам нашего народа. Над Музой Некрасова издевались цензоры, вычеркивавшие красным большие части сочинений, лишавшие его свободы творчества и не дававшие ему возможности раскрыть перед обществом безрадостную, невзрачную правду.
Исследователи зачастую делают акцент на стойком поведении женщины во время избиения ее кнутом. Превозмогая боль, крестьянка ведет себя достойно – гордо, независимо, не издавая звуков. Хотя мудрые предки причину этого молчания понимали по-другому: несчастный, подвергающийся телесному наказанию, уже с первых ударов становится безголосым. Поэтому то, что крестьянка молчит, говорит не о стойкости духа девушки, а скорее о ее беспомощности, а также отражает и участь самого Некрасова как литератора. Цензура лишает его голоса, перечеркивая самые наиболее сильные по смыслу и эмоциям строки его поэзии. Как и бедная крестьянка, автор вынужден мучиться, молча терпеть, так как не видит выхода. Основной посыл образа центральной героини – это бесправие. Некрасов страстно желает, чтобы в России восстановились свобода слова, порядок, справедливость, только этого пока что не достичь. Некрасовскую музу обескровили и лишили способности говорить, как и девушку, которую подвергли избиванию кнутом.
Тематика, проблематика, настрой
Основными в стихе становятся 2 темы.
- Поэт и поэзия. В тексте образом крестьянской девушки представлено искусство. Его опозорили и обескровили полицейские из ведомства цензуры, безо всякой жалости вымарывающие сочинения с оппозиционными идеями и свободолюбивыми взглядами. Некрасов изобразил сцену порки девушки-крестьянки кнутом, хотя в те годы физические наказания были уже отменены. Но в ту эпоху в империи вовсю господствовала царская цензура. Крестьянским женским образом поэт, применяя прием метафоры, раскрывает перед русским обществом весьма печальное и бесправное положение отечественной поэзии. Искусство было, к сожаленью, безмолвным тогда, как и женщина низкого сословия, которую наказывают нещадным избиением.
- Народная участь. Крестьяне и представители других низших слоев российского населения так же бесправны и унижены, как и их глашатаи и защитники. Власть применяет против народа насилие, а он молча все безропотно сносит.
Из проблем в стихотворении наиболее актуальными становятся также несправедливость российской действительности и бесправие народа. Обычная российская крестьянка вызывает у Некрасова ассоциацию прекрасной Музы. В своем творении он показал ужасную несправедливость, проявляемую безжалостной цензурой в отношении поэтического слова. Такое же отношение власть проявляет и к народу, который онемел из-за собственного бесправия и невежества и не может за себя постоять.
Молчание героини является значительной деталью в стихе. Неосведомленный читатель считает, что женщина сохраняет молчание, демонстрируя свою гордость, старается вести себя достойно. Но, вероятно, это происходит потому, что удар кнута приводит к спазму мышц горла, и наказуемый не способен издавать крики.
Анализируемый стих проникнут тревожным, драматическим настроем, хотя в нем прослеживаются и боевая интонация: поэт созерцает ту картину, но несправедливость и суровость цензоров его не пугает, так как он все также не разлучен со своей Музой.
Основная мысль, идея
Николай Алексеевич говорит, что поэзия вынуждена молчать, не потому что гордая. Она попросту лишается дара речи при возникших обстоятельствах, как и девушка в момент избиения. Основная мысль анализируемого текста заключена в том, что любой вид искусства, угнетаемый насилием, лишается способности говорить, но все равно живет и демонстрирует собственные кровавые раны, которые красноречивее слов.
Известно, что в ту эпоху при разборе любого конфликтного случая оправдали дворян. Сопротивляться беднякам было бессмысленно. Деспотичность того времени воплотилась в чрезвычайно несправедливых и жестоких законах. Хотя к грамотному творческому населению телесные меры воздействия не применяли, но вместо них ввели строгую цензуру, которая ставила литераторов в довольно унизительное положение.
Художественные средства
Рассматриваемое нами творение Николая Некрасова небольшое по объему. Художественных средств и приемов в нем тоже не так много. Сочинение автора похоже на некий репортаж, краткий, но емкий и глубокий по содержанию, наполненный эмоциями рассказ.
- В тексте мы наблюдаем следующие эпитеты: «вчерашний день», «крестьянку молодую», «сестра «родная».
- Встречается олицетворение: «бич свистал, играя».
- Также в стихе имеются и восклицательные предложения.
Чтобы усилить эмоции, показать всю драматичность увиденного, поэт употребляет в сочинении прием антитезы, который проявляется в противопоставлении первой-второй строк начальной строфы третьей и четвертой строкам. Начинается стих буднично: зашедший на Сенную лирический персонаж оказывается свидетелем избиения женщины. Герой упоминает конкретное время «в часу шестом» и место. Такое обыденное отношение к происшествию свидетельствует о том, что телесные наказания не были в новинку, они стали обычным делом в России, нормой жизни. Кто угодно мог наблюдать сцену экзекуции, идя по городским улицам.
О жесткости цензуры знали многие, но общество молчало, проходя мимо, не понимало, что с помощью цензуры власть всячески посягает на его права и свободу.