Анализ рассказа Федора Абрамова «О чем плачут лошади?»

Некоторые детские воспоминания хранятся в памяти человека до конца его жизни. Обращаясь к  картинам и образам, он снова и снова оказывается в том далеком прошлом, которое волнует его душу, вызывает различные эмоции, заставляет переживать какие-то важные моменты, передумывать и делать для себя какие-то выводы, сравнивать прошлое с настоящим, размышлять о будущем. Сюжет рассказа «О чем плачут лошади»  Федора Абрамова простой. Он понятен читательской аудитории, но в нем автор поднимает многие актуальные для общества той эпохи проблемы. Наш Интернет-ресурс представляет читателям анализ произведения Абрамова в соответствии с предложенным планом.

Об авторе. История создания рассказа

Писатель Федор Абрамов родом из Архангельской области. В  деревеньке Веркола прошло его детство. Замечательные воспоминания золотой детской поры на всю жизнь запомнились писателю. Деревенская жизнь с ее бытом тревожили душу литератора и в период зрелости. 

Из сельской глубинки будущий писатель переезжает в северную столицу, где поступает в университет.  Жизнь в Ленинграде, как и в любом другом городе, отличалась от спокойной и неторопливой деревенской жизни своей быстротой и ритмичностью.  И Абрамов до конца своих дней будет стремиться к общению с природой, интересоваться селом.

1954 г. период хрущевской оттепели стал началом  деятельности Абрамова на литературном поприще.  Тогда один из журналов опубликовал статью начинающего писателя, в которой он отрицательно оценивал такую форму ведения хозяйства как колхоз. Абрамов отзывается о ней негативно, отмечая, что реальность уж не настолько и хороша, какой ее преподносят,  так как в действительности деревня полностью вымирает.

В своем объективном критическом анализе, который  писатель разделил на «до» и «после», он указал на отрицательные моменты коллективной деятельности, и это не прошло в литературе советского периода незаметно. Еще в 1963 г. на Федора Абрамова начинаются гонения и травля. Многие журналы объявляют бойкот на публикацию произведений писателя по причине его критической точки зрения на ведение коллективного хозяйства.  Рассказ «О чем плачут лошади» был написан им только через десятилетие, но и тогда партия жестко отреагировала на его сочинение, устроив Абрамову выволочку с подлогом писем от советских людей, которые даже не были знакомы с его творчеством. Но эти нападки не разочаровали и не разуверили писателя в его идейной направленности.

Сельская тема, тема деревни с ее проблемами присутствует в большинстве его сочинений, одним из таких произведений является и рассматриваемый нами рассказ «О чем плачут лошади».

В этом творении автор поднимает очередную колхозно-крестьянскую проблему – проблему равнодушия и бесхозяйственности в отношении к незаменимым в крестьянском хозяйстве животным, лошадям. Писатель заметил, что лошади, став общими в коллективном хозяйстве, были лишены того необходимого и должного ухода, которым их обеспечивали хозяева частных подворий. Ведь тогда от наличия лошади, ее состояния зависела жизнь каждой деревенской семьи. Если в хозяйстве не было коня, то такое семейство было обречено на голодное, нищенское существование. С проведением коллективизации отношение крестьян к животным меняется. Происходит обобществление имущества, хозяйств, и все в деревнях становится общим.  Поэтому, лишившись скотины, крестьяне уже не так бережно и внимательно относились к общему имуществу, которое теперь не было личным. В колхозе ухаживал за ними один человек, зачастую злоупотреблявший алкоголем, как в этом рассказе – пьяница Миколка, который нередко относился к своим обязанностям недобросовестно. Животные от этого страдали, но их бывшие хозяева не пытались изменить ситуацию, так как теперь им до этого не было дела, а это было частью колхозной жизни, и ответ держал за нее другой человек. Да и не имел права крестьянин, не имеющий собственности, брать коня к себе, чтобы организовать ему должный уход, привести животное в порядок. Все стало общим, а, значит, – ничьим. Потому и пришла в упадок деревня. Но Абрамов был свидетелем иных, доколлективизационных,  условий сельской жизни. Он еще захватил то время, когда к коню относились с уважением и благоговением, ведь без него развалилось бы хозяйство любой крестьянской семьи. Именно об этом  самом счастливом  периоде их жизни помнят старые животные. Одна из лошадей говорит другим, более молодым животным, о тех временах, когда их досыта кормили, берегли, жалели, исправно за ними ухаживали, а они стали над состарившейся лошадью смеяться и издеваться. Молодые лошадки, появившиеся на свет и выросшие уже в колхозе, не могли в это поверить.

Жанр, направление

Произведение  Федора Абрамова относится к жанру рассказа, в частности, к деревенской прозе советского периода. В нем присутствуют воспоминания писателя о сельской жизни. В сочинении использованы элементы сказки: животные ведут с рассказчиком разговор.  Также имеются и притчевые признаки, несущие особый моральный посыл: необходимо обращаться с лошадьми так, как относились к ним ранее, в старину.

Рассказ относится к литературному направлению – реализму, а более конкретно – к магическому реализму, на это указывает то, что в нем животные наделены речью, сознанием, силой духа и даже присущим только им искусством. Во всем этом и прослеживается фантастическое дополнение.

Композиция

В начале книги происходит завязка – повествование автора-героя о собственном детстве. Повествование идет от 1-го лица, оно погружает читателя в русскую глубинку – сельскую реальность, а сам рассказчик, предавшись воспоминаниям, оказывается  в своем прошлом: «в мире пахучих трав, бабочек и стрекоз», а также в мире благородных животных – лошадей. Писатель с особой любовью относился к этим созданиям, часто приходил на луг и подкармливал их хлебом. Кони – умные и добрые животные, они восхищали его своей силой, красотой, изяществом, но в последние годы им жилось нелегко.

Сюжет рассказа получает развитие с эпизода встречи героя-рассказчика с его любимой кобылой Рыжухой. Среди этих красивых животных он выделяет именно ее «некрупную, неказистую» лошадку породы мезены.  Когда герой подбегает к кобылке, то замечает, что на глазах Рыжухи – слезы. На ее состояние повлиял спор, возникший в таборе, на тему того, что когда-то этих животных уважали, ценили, берегли, за ними был хороший уход хозяев. Теперь  все стало иначе, потому лошади не могут поверить, что было такое время, когда их жизнь была совсем иной, лучшей.

Наивысший момент развития сюжета рассказа, его кульминация, происходит в эпизоде, где Рыжуха задает вопрос герою, обращаясь к нему как к человеку,  всю жизнь командующему ими: было ли такое время, когда у них, лошадей, была хорошая жизнь? Не обманула ли ее старуха кобыла? Молодая кобылка хочет знать: правда это или нет?

С некоторого момента в рассказ автора-героя вплетается его рассуждение. Повествователь пускается в воспоминания и приходит к выводу, что, действительно, к лошадям раньше было отношение намного серьезнее и ответственнее, чем сейчас.

Развязка произведения – тот эпизод, где герой-рассказчик приходит к тяжело давшемуся ему решению: не говорить правды, чтобы не расстраивать свою любимицу. А что он мог сказать в ответ этим бедным животным: что старая лошадь ничего не выдумывала и что когда-то были и у них счастливые времена?

От обмана несчастных животных  автор-герой ощущает себя скверно, потому что «совершил непоправимое» –  поступил нечестно в отношении своих близких друзей.

Конфликт

В книге «О чем плачут лошади» наблюдается двусторонний конфликт:  

  1. В сюжете. Спор Рыжухи с другими представителями табуна. Молодая кобыла верит в прошлую, хорошую жизнь лошадей, где к ним относились как к кормилицам, ласкали, ухаживали. Клара внимательно слушала песни пожилой кобылицы и все больше получала информации о счастливом лошадином времени. Потом она засомневалась в правдивости песен пожилой кобылы, потому что напевы старухи о хорошей жизни другие животные помоложе считали «брехней».  Конфликт так и остался неразрешенным, открытым.  Автор и герой рассказа не стал судьей в споре лошадей, хоть и осознавал, что любимица его Клара права.
  2. В подтексте. В произведении писатель поднял одну из главных проблем, появившихся в процессе ведения коллективного хозяйства.  При коллективизации  скотина стала общей рабочей силой, то есть ничейной, ни кому из сельчан лично не принадлежащей. Поэтому содержание ее стало простой формальностью. За уход животных рабочему-наемнику колхоз платит.  И у людей исчез личный интерес при таком положении дел. Теперь они только отрабатывали определенные часы, которые оплачивались. И «боготворение» коней заменилось равнодушием и безразличием по отношению к этим животным. Это вызвало возмущение у рассказчика. Он сравнивает прошлое с настоящим. Раньше крестьяне зависели от собственного хозяйства и за него стояли горой, так как напрямую их благополучие и достаток зависели от его результатов и их труда. Если падет конь – другого никто не даст и не подарит, семейство приобретало его самостоятельно, и сделать это могли далеко не все деревенские жители. Сейчас же колхозники осознавали коллективную ответственность и понимали, что в колхозе происходит уравниловка, что они все в равном положении, а за отсутствием мотива нет заинтересованности работать больше и качественнее.

Суть названия

В заголовке произведения «О чем плачут лошади» заключена его основная мысль.  Жизнь деревенских животных ужасающе трагична. Халатное отношение к лошадям мы видим со стороны конюха Миколки, ведь он за ними совсем не ухаживает, и животные днями мучаются без еды и воды. Ходить за лошадьми поручили человеку, ленивому, злоупотребляющему алкоголем, не любящему скотину. Он сутками не ходил в табун, и кони выгрызали вокруг колов не только траву, но и дерн, выбивали дочерна. Скотину донимали жара, мошка и жажда.

Абрамов обращает внимание читателей, что животные тоже имеют душу и могут плакать. Раньше жизнь крестьянской семьи, деревни, все их бытовые моменты, будни и праздники были связаны с лошадьми.  А сейчас коням становилось тошно и больно от одной мысли, что те счастливые времена канули в лету.

Смысл: о чем?

В произведении писателем показана тяжелая жизнь лошадей. Трудно угадать, что творится в глубине души этих созданий, что они чувствуют. Потому автор наделяет этих животных  качествами характера, присущими людям, стараясь показать связь между ними и человеком, донести до сознания читателей, что лошади, как и все живые существа, нуждаются в сочувствии и сострадании. Они являются братьями нашими меньшими.

О неразрывной связи героя-рассказчика и лошади говорит и их дружба. Его любимица Рыжуха говорит и плачет. После рассказа и вопросов кобылки, ее отчаяния и боли центральному персонажу стало не по себе, он ощутил горечь и обиду на душе, а также укор совести за невольную, вынужденную ложь, потому что от правды Рыжухе стало бы еще тяжелее. Абрамов использует местоимение 1 лица, множественного числа «мы», стремясь объединить мир людей и мир лошадей, доказать, что эти 2 мира не могут существовать по отдельности и нужно обеспечить животных всем необходимым.

Тема

Центральная тема рассказа «О чем плачут лошади» – недобросовестное отношение к домашним животным. Абрамов акцентирует на этом внимание общества, сравнивая прошлую и настоящую жизнь деревни: в старину лошадей холили, жалели, заботились о них, а когда они были отданы в колхоз, то непосредственная зависимость от лошадей у колхозников исчезла, и значимость животных уменьшилась. Теперь люди лично не отвечали за состояние лошадей, за их комфорт и уход, а нес ответственность колхоз.  Писатель считает, что настоящая жизнь лошадей стала намного хуже, чем была раньше.

Кроме основной  в рассказе затрагиваются и иные темы:

  1. Роль коней в жизни людей и хозяйстве. Абрамов рассказывает о заслугах этих благородных животных: еще с древних времен конь был семейным кормильцем, его подкова символизирует счастье.  Неоценима помощь коней и в военное время, как в тылу, так и на фронте, где наравне с людьми животные рисковали жизнью. Автор поведал историю трагической судьбы своего коня, который до старости работал на людей, а потом был попросту ими съеден. Писатель также упоминает произведение Александра Сергеевича Пушкина «Песнь о вещем Олеге», в котором князь Олег также предает своего любимца, коня, отказывается от своего верного друга из-за того, что суеверен и верит предсказанию.
  2. Жизнь колхозников. Абрамов демонстрирует колхозную жизнь с негативной стороны, что люди трудятся в деревне, лишь бы получить галочку, халтурят, относятся к своим обязанностям халатно, недобросовестно, выполняя их как-нибудь. Вероятно, совместная ответственность расслабляет человека и развращает его. Он не чувствует свою прямую ответственность, скрывается за спинами других, таких же колхозников, и не старается стремиться к лучшему.
  3. Сострадание. Центральный персонаж  испытывает совершенно искреннее сочувствие к коням, подкармливает животных хлебом. Он наблюдает за состоянием лошадей, за их условиями жизни, замечает образовавшиеся проблемы: В возрасте четырех-пяти лет они уже были со сбитой спиной под седлом, имели отвисшее брюхо, у них вспучивались в паху вены. Если бы к колхозному имуществу относились бережливо и ответственно, то у скотины бы не было так много бед. Вся суть сельской жизни заключается в том, что она приглушает чувства и давит на сознание человека настолько сильно, что тот и собственное бремя не в силах нести.
  4. Роль истории и искусства. Большинству лошадей неизвестно их прошлое, потому что они не слушали песен старой Забавы, в которых содержалась эта важная для них информация, а ведь она была доступной.  Память о прошлом дала бы коням возможность правильно понять и осознать то, что находится вокруг них.

Рассказ Федора Абрамова проникнут сочувствием и к людям, и к животным. От колхозной жизни люди  превратились в бездушных и злых, они не видят смысл в заботе о лошадях, и от этого животные страдают.  Сами же люди, не выдерживают такой плохой жизни и, как Миколка, становятся алкоголиками.

Проблематика рассказа

В книге «О чем плачут лошади?» Абрамов поднимает ряд проблем:

  1. Крестьянские судьбы.  У жителей сельской местности тяжелая судьба: многие из них гибли  на тяжелых работах, прозябали в крайней нищете, спивались в отчаянии. Нелегкая и безрадостная жизнь людей проецировалась на жизни их скота, в частности лошадей. Жизнь животных напрямую связана с жизнью их хозяев и зависит от нее. Слезы молодой кобылы Клары – боль человека, несущего свое нелегкое бремя.
  2. Благородная ложь. Рассказчик не хотел расстраивать  Клару повествованием о прошлой, хорошей лошадиной жизни. Он, как человек чуткий и жалостливый, не стал огорчать  кобылу, вовсе не желал, чтобы его подруга испытывала чувство обиды и боли. Герой предпочитает ложь во благо, осознавая. что поступает нечестно. Но юноша ничего не мог изменить. Ведь правда была куда болезненнее и горше. 
  3. Прошлая и будущая жизнь. Демонстрируя различное отношение к коням, писатель показывает нравственную деградацию человека и приходит к выводу, что жилось бедолагам тяжело. Автор обращает внимание читателей на актуальность участия животных в жизни деревенских людей и называет их сокровищами.
  4. Человеческие черствость и халатность. На примере отношения к табуну конюха Николки, который увлекается алкогольными напитками, мы видим недобросовестность,  лень, издевательское отношение людей к лошадям. Конюх почти не ухаживал за табуном, он не гонял животных на пастбище, не поил, не чистил и не чесал их, потому жизнь лошадей и их срок службы значительно  укорачивались по вине человека. Кони страдали, заболевали из-за наплевательского отношения к ним людей. А люди ни на что не реагировали, были равнодушными. 

Такие проблемы подняты Абрамовым в рассматриваемом нами произведении.

Характеристика центральных героев

Центральные персонажи книги «О чем плачут лошади» Федора Абрамова расположены в определенном порядке:

  1. Герой-рассказчик – молодой человек, относящийся с любовью к природе и к животным, к коням. Он родился в деревне, в семье, где было много детей. Их отец вскоре трагически погиб, и потому жили они с матерью очень трудно, влачили нищенское существование. Выручал семейство Карька, их конь, который помогал им в тяжелых  деревенских работах, потому герой-рассказчик еще с детских лет привык с уважением относиться к лошадям. Когда он покинул деревню и оказался в городе, – жил там, заканчивал университет, то не забывал родные края, сельскую жизнь, все также любил  природу. И сейчас молодому человеку было тяжело наблюдать то, что колхозники плохо ухаживают за табуном, относятся к животным с безразличием, не испытывают к лошадям даже малейшей благодарности.
  2. Клара или Рыжуха – любимая кобыла автора, именно с ней рассказчик общается.
  3. Карька – жеребец, который был в хозяйстве многодетного семейства героя в трудные годы.  Конь был помощником и в военное время, а жизнь его прервалась ужасно: он был съеден людьми в День Победы.
  4. Миколка – колхозный конюх, злоупотребляющий спиртным, недобросовестно относящийся к своим обязанностям.

Мораль, основная мысль.

Писатель выражает в книге свои личные тревоги, волнения. В ее финале Абрамов говорит, что «лошадиная тоска навалилась на него». Автор-герой пытается довести  до сознания людей, что они неотделимы от природы. Эта мысль является центральной идеей рассматриваемого произведения. От домашних животных мы целиком и полностью зависимы. Кони, коровы, быки в крестьянском хозяйстве – это и наша пища, и транспорт, и тягловая сила. Ведь на них держится вся деревенская работа в поле и на лугу.  Нам нужно с благодарностью относиться к лошадям, потому что они ее заслужили.

Любому животному, особенно домашнему, требуются наши помощь и забота, добросовестный уход. Только такой вид хозяйствования, в основе которого лежит коллективная ответственность, не обеспечивает коням должного уважения и комфорта. Автор заставляет нас поразмышлять о  судьбах лошадей, о том, что если бы люди все также находились в прямой зависимости  собственного хозяйства и кормились результатами своего труда, если бы все также были ответственны за них, а не хоронились за чужой спиной, как безответственный пьяница Миколка, то судьба лошадей была бы иной, более счастливой.  Эту мысль доносит Абрамов своим читателям в рассказе «О чем плачут лошади».

Чему учит произведение?

Рассказ Федора Абрамова «О чем плачут лошади» учит умению сострадать и оказывать помощь ближнему. Человек должен беречь всех тех, кто его окружает, существует в его жизни. Мы обязаны заботиться о тех, кто облегчает нашу жизнь и деятельность ценой своей жизни и своего труда. Мы должны им быть благодарны. Ведь, если к лошади или к корове будет добрым и хорошим отношение, то они нам прослужат дольше и принесут больше пользы.

Произведение Абрамова говорит нам о том, что не все общественные перемены ведут в лучшую сторону. Иногда в гонке за иллюзиями, миражами люди забывают о мудрости и культуре предков, о доброте и милосердии. Коллективное хозяйство в этом плане проигрывает частному хозяйству, если со всех сторон рассмотреть долгосрочную перспективу. Заставляя людей трудиться ради высоких показателей на бумаге без жалости к себе и к окружающим, невозможно добиться ничего хорошего, сделать их жизнь  лучше, а само общество в целом добрее и сострадательнее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector