Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет…»

Знаменитый русский классик 19 столетия М.Ю. Лермонтов вошел в отечественную и мировую литературу как выдающийся поэт и талантливый писатель.  Тематика его произведений весьма разнообразна – от философских вопросов до гражданской, любовной и духовной тем. В его поэтическом наследии тема любви является одной из основных. Именно этому чистому, светлому, возвышенному чувству посвящено стихотворение Лермонтова, которое называется «Расстались мы, но твой портрет…».  Мы предлагаем вашему вниманию анализ этого произведения, который поможет более подробно рассмотреть его в соответствии с пунктами плана.

История создания

Работа над стихотворением «Расстались мы, но твой портрет…» была завершена Лермонтовым в 1837 г. Через 3 года оно было издано в его поэтическом сборнике. 

На протяжении своей короткой жизни у Михаила Юрьевича было несколько романтических отношений. Наиболее сильные страдания и боль принес ему роман с Екатериной Сушковой. Это была самая бурная и продолжительная связь. По словам некоторых современников поэта, человеком он прослыл сложным, с людьми сходился тяжело, в его внешности присутствовали тоже какая-то напряженность, серьезность, загадочность. Не каждый из окружения Лермонтова мог выдержать проницательный взгляд его темных внимательных глаз. Особым успехом у девушек и дам поэт не пользовался, зачастую его чувства были односторонними, невзаимными.

Знакомство Лермонтова с красавицей Екатериной произошло, когда ему было 15 лет. Через некоторое время юноша признается ей в любви, на что избалованная и привыкшая к вниманию противоположного пола девушка отвечает легкой усмешкой. Лермонтов был моложе Сушковой, она же к тому моменту – обворожительная, веселая, окруженная толпой поклонников особа, поэтому к чувствам юного воздыхателя отнеслась несерьезно. Но молодой человек не отчаивался  и продолжал осыпать возлюбленную нежными излияниями в любовных чувствах, облаченными в стихотворные формы.

Судьбе было угодно разлучить Лермонтова с Сушковой надолго – на целых 5 лет. Встретились они после продолжительного расставания уже в столице. При общении с Лермонтовым девушка поведала, что все эти годы сохраняла бережно его поэтические послания. К тому времени двадцатилетний автор был уже известным, популярным, и его расположение, благосклонность льстили, общение с поэтом ценилось в свете. Зная это, Михаил Юрьевич в 1835 г. разбил помолвку  Екатерины. Молодой человек постарался убедить Сушкову в собственных чувствах и серьезности своих намерений, что стало поводом к отказу девушки своему жениху. Сам же поэт потом  ее оставил, так как жаждал только отомстить. Про их разрыв стало известно в обществе. Таким поступком Лермонтов хотел опорочить Екатерину, насмеяться над ней, как когда-то над ним – она.

Но в произведении автор не распространяется открыто о своих намерениях и действиях. Стих он посвящает тому светлому, нежному, но безответному чувству, побудившему его к мщению. Кое-кто из литературоведов, занимавшихся исследованием лермонтовского творчества, предполагают, что рассматриваемая нами лирика – это извинение, обращенное к обманутой девушке. Автор говорит Екатерине, что у него никогда не было любовных чувств к ней, хотя это не так. Ведь медальон, в котором был ее портрет, Лермонтов снял только перед последним поединком.

Жанр, направление, размер

Анализируемое произведение является лирическим стихом, оно относится к интимной лирике, в которой поэт демонстрирует всю глубину и остроту душевных мучений центрального героя, его сердечных страданий.

Стихотворение написано в традициях романтизма. К этому направлению относится и творчество Лермонтова в целом. Поэт показывает несчастливую, безответную любовь, грусть лирического героя, его несбывшиеся мечты. Также в произведении мы замечаем присутствие мистических образов.

В написании рассматриваемого стиха употреблены четырехстопный ямб и перекрестная рифмовка. 

Особенности композиции

В стихотворении 2 строфы, которые и являются его частями. Эти строфы составляют единое сложное предложение, которое и поясняет основную мысль, смысл произведения. В нем мнение автора, его настроение перекликается с внутренним состоянием лирического героя. Поэт начинает текст с утверждения, а затем поясняет свои слова.

  1. Первая строфа отображает сложность и противоречивость чувств основного персонажа. Невзирая на то, что он расстался с любимой, герой не в состоянии ее забыть. Подтверждением этому становится медальон с портретом девушки на его груди.
  2. Заключительная строфа противопоставляет прошлые любовные чувства центрального героя новым, которые не могут затмить облик прежней любимой.

Образы и символика

Центральным в тексте становится образ лирического персонажа. Именно с помощью его образа поэту удается так искренне, трогательно показать свои чувства, собственное отношение к такому важному явлению в жизни человека, как любовь. Лирический герой подвержен страданиям. Он тоскует по своей прежней возлюбленной, понимая, что к прошлому нет возврата. И молодому человеку остается только вспоминать об их отношениях и бережно хранить те воспоминания, которые для него стали дорогими.

Важен в стихе и портрет возлюбленной. Его образ становится не только символом грусти, но и внутреннего умиротворения. В нем автор воплощает светлые сердечные воспоминания, бывшие когда-то для него священными, хотя и теперь они вызывают у него уважение, нежность и теплоту. Даже если любовь приносит разочарование или расставание, она все равно останется любовью, и память о ней навсегда поселится в сердце.

Определяющим  в произведении выступает и образ храма. В сознании центрального персонажа  он становится олицетворением любви и счастья. Святая обитель символизирует вечную любовь. И хотя этот храм оставлен, его значимость, важность в человеческой жизни не изменится.

Тематика, проблематика, настрой

Главной в стихотворении Лермонтова становится тема прошедшей любви. Поэт демонстрирует светлые, искренние чувства, такие, как любовь, привязанность, нежность. Они не покидают сердце героя, по-прежнему волнуют его душу, хотя между ним и девушкой была долгая разлука. Невзирая на наличие новых чувств и ощущений, центральный персонаж не забывает свою прошлую любовь. Через всю жизнь он проносит память о ней, не снимая с груди медальон с  образом любимой. Автор все еще любит вспоминать о красавице, покорившей его сердце и подвергшей его душу сильным страданиям.

Лермонтов сравнивает и противопоставляет  дорогие сердцу воспоминания о прошлом с новой страстью. Он показывает, что в человеческой душе могут уживаться разные, порой противоречивые  чувства: и бурная страсть настоящего, сегодняшнего дня, и «бледный призрак лучших лет».

Стих Лермонтова проникнут светлой грустью. Поэт считает, что ему радостно вспоминать былую любовь, но сам факт расставания вызывает сожаление и печаль, как и образ оставленного храма.

Основная мысль, идея

Автор рассматриваемого поэтического текста говорит своим читателям о том, что значит любовь в жизни каждого из них. Будто храм, это светлое, трепетное  чувство никогда не потеряет своей высокой идеи, чистоты, искренности, теплоты, магической силы. Любовь вызывает радость в душе поэта, хотя с момента расставания проходит уже довольно много времени.

В стихотворении Лермонтова кроется огромный смысл. Настоящие, подлинные чувства, возникающие  в сердце человека, не покидают его до конца жизни. Поэт показывает, что воспоминания о прошлой трепетной любви, подаренной Всевышним, согревают его душу и в настоящем и уживаются с новыми любовными ощущениями. Любовь – это чувство возвышенное, как храм или  Бог, и ее нельзя не уважать,  осквернять, хулить, подвергать гонению, отречению. Как бы любовь не заканчивалась, нужно бережно с ней обращаться и хранить прекрасные, теплые воспоминания. В этом и заключается основная мысль лермонтовского произведения.

Художественные средства

Стремясь передать эмоциональный фон стихотворения, а также выразить всю гамму любовных волнений и чувств, возникших в его душе, Лермонтов употребил такие выразительные средства, как эпитеты, сравнения, метафоры.

  • Наиболее яркие и эффектные в тексте следующие эпитеты: оставленный храм, поверженный кумир, «новым страстям», «лучших лет».
  • Сравнение особенно подчеркивает отношение поэта к его прошлой юношеской любви и к новой страсти: «как бледный призрак лучших лет».
  • С помощью метафор автор передает свои эмоции, возникающие у него впечатления: «портрет душу радует мою».

Рассматриваемое нами произведение небольшое по объему, но при помощи этих и других тропов и приемов, М.И. Лермонтову очень трогательно и тепло удалось  поведать читателям о своей настоящей большой любви, которую он пережил в юности. Несмотря на то, что она принесла поэту сильную душевную боль, трепетные и нежные воспоминания о ней он пронес через всю жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector