Анализ рассказа Александра Куприна «Барбос и Жулька»

Литературные работы А.И. Куприна отличаются уникальным писательским стилем, глубокой чувственностью, загадочностью. Они проникнуты драматизмом и одновременно  доброй надеждой, интересом к живой душе.  Сайт Литерагуру  представляет вниманию своих гостей анализ рассказа «Барбос и Жулька» Александра Куприна по плану.

История создания

Рассказ «Барбос и Жулька» опубликовали в приложении к газете «Жизнь и искусство» в 1897 г. История его создания имеет прямую связь с биографией самого литератора, для которого девяностые годы 19 столетия стали временем литературных опытов и ошибок. Куприн в тот период  вел активную и насыщенную жизнь: трудился на литературном поприще, путешествовал по российским городам, брался за различные работы, стараясь найти собственное место в мире.

История повествуется от лица подростка, который является неизвестным лирическим персонажем, поэтому уместно считать, что сюжет рассказа основан на собственных впечатлениях писателя, личных наблюдениях, историях товарищей.

Жанр и направление

Из-за маленького объема сочинения, присутствия в нем только 2 основных персонажей и единственной линии сюжета анализируемый текст относят к рассказу.

Написан он в реалистическом направлении. Немаловажное значение имеют в рассказе подробные интересные описания животных, которые помогают нам сделать вывод о повадках и характерах собак, об особенностях собачьей жизни. Помимо этого, Куприн применяет психологические приемы и дополняет образы животных положительными чертами, присущими человеку, – заботливостью, сопереживанием, способностью любить. Некоторые читатели могут подумать, что такие чувства братьям нашим меньшим не присущи, но это не так. Аналогичное поведение у них тоже бывает. Кроме того, люди наделили псов такими важными качествами, как верностью, преданностью своему хозяину, стали считать этих животных символами верности.

Смысл названия

Заголовок сразу дает понять читателю, о ком будет повествование, так как в нем указаны клички основных героев. Еще даже не видя животных, можно их представить в воображении.

Барбос – пес крупного размера, своенравный, драчливый, вороватый, злой, вероятно, из дворовых.  Жулька – мелкая, слабенькая домашняя собачка.

Суть: о чем?

В начале истории читатель знакомится с персонажами:  сначала с Барбосом, потом с Жулькой.

У собак различные условия жизни, и они противопоставляются друг другу. Пес Барбос драчливый, бойкий, смелый, нагловатый, он может своровать у кого-либо провизию или затеять драку. Жулька – натура более тонкая, нежная, приветливая, добрая, способная разделить с другими трапезу,  преданная и любящая хозяев. Невзирая на противоположность натур, образа существования и поведения, этих собак связывает удивительное согласие и взаимопонимание. Животные дружны меж собой, любят веселиться и играть.

Так продолжались их жизни, казавшиеся им счастливыми, но конец тому счастью положила случившаяся трагедия. В хозяйский двор заскочил взбесившийся пес, все его испугались, в том числе и забияка Барбос. Он не рискнул выгнать чужака. Тут неожиданно явилась Жулька и, приложив все силы, врезалась в бешеного пса. Опасность миновала.

Самоотверженной собачке не были нанесены укусы или травмы, однако с той поры ее самочувствие стало резко ухудшаться.

“На третий день она так ослабела, что не могла подняться с земли”

Жульку помещают в сарае, дают собачке возможность провести спокойно последние мгновения ее жизни. Барбос же стремится прорваться к умирающей подружке, хочет проститься.

“— Папа, пусти Барбоса в сарай. Он хочет проститься с Жулькой. Пусти, пожалуйста, папа, — пристали мы к отцу”.

Вскоре бедной собачонки не стало.

Характеристика основных героев

Центральные герои перечислены списком.

  • Барбос – пес, которого издалека можно принять за пуделя, но шерсть его не ухожена. Герой гордый, решительный, строптивый, часто участвующий в сражениях с уличными собаками. “Правда, что иногда при этом триумфальном шествии он сильно прихрамывал, а уши его украшались лишними фестонами, но, вероятно, тем слаще казались ему победные лавры». Но за его невзрачной, небрежной внешностью кроется добрая, нежная, сопереживающая душа. Пес дружит с Жулькой и до конца ее жизни остается с нею.
  • Жулька – милая, приветливая, ласковая, скромная питомица. Вся ее внешность говорит об изяществе, хрупкости: маленькая, низенькая, с тоненькими ножками, утонченными повадками. Хотя именно эта собачка нашла в себе силу воли и отвагу, чтобы дать отпор бешеному псу, отвести опасность  от близких тогда, когда другие испугались, и никто не вступил в схватку с чужаком.  Последствия героического поступка роковые – не рассчитав силы, героиня умирает.  

Тематика и проблематика

Несмотря на то, что главными героями рассказа становятся домашние животные, в нем Куприн затрагивает  близкие и актуальные для людей темы.

  • Дружба. Центральные герои абсолютно различны по всему: размерам, поведению, внешнему виду, повадкам, и это не препятствует их дружбе, проявлению взаимовыручки, добродушия. Высказывание о притяжении противоположностей  для животных тоже становится верным.
  • Храбрость. Любой из нас может совершить героический поступок, ведь он не зависит от внешности и с ней не связан. Милая Жуля была мелкой и слабенькой собачкой, но смелой и самоотверженной.
  • Жертвенность. Жулька знала, что силы не равны и вряд ли ей удастся победить пса, пораженного бешенством, но от него исходила угроза всему окружению. Тогда она решила рисковать собой, чтобы спасти других. Такой самоотверженный поступок – это истинный моральный подвиг, воплощающий любовь к ближнему.
  • Сочувствие и сопереживание. Внешность бывает обманчива: Барбос с виду кажется агрессивным, злобным псом, драчуном, но душой он нежный и ранимый. Барбос  сочувствует Жульке и ее смерть переживает болезненно.

На примере основных героев, характеристик их образов, поступков писатель поднимает проблему отличий внутреннего мира от внешнего облика. Такой вроде смелый и опытный «воин» вовремя не может принять решение к самостоятельным действиям, боится рисковать.

“Барбос видел ее со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал…”.

Жулька же, будучи маленькой собачонкой, бесстрашно бросилась на чужую дворнягу,  не раздумывая.  Ее решение было продиктовано желанием отвести опасность от окружающих.

Во взаимоотношениях героев тоже прослеживается двойственность. Барбос воинственно и недружелюбно относится к другим уличным обитателям, однако о Жульке он проявляет искреннюю заботу и нежность.

Сравнив два этих персонажа и проанализировав их поведение, можно сделать вывод, что внешность бывает обманчивой.

Основная идея

Рассказ содержит 2 важные идеи. В первой – заключена его основная мысль, которая говорит нам о том, что не нужно о ком-либо судить по внешности, ведь она может быть слишком обманчивой, и сразу не поймешь, что за личность перед нами. Чтобы узнать, нужно время.

Вторая содержит смысл произведения. Она говорит о том, что животные – это чувствительные создания, которые обладают различными эмоциями, хотя иногда человек забывает об этом. Братья наши меньшие тоже могут любить, страдать, проявлять радость, нежность, заботу. Необходимо об этом помнить и уважать их чувства.

Чему учит?

Произведение «Барбос и Жулька» учит многому. Автор воспитывает  своих читателей бережно относиться ко всему живому на земле. Особенно к существам, прирученным ими. Потому что они испытывают те же эмоции, что и люди, и будет несправедливо считать их глупыми, бесчувственными.

Также, показывая нежные приятельские взаимоотношения основных героев – Жульки и Барбоса,  Куприн побуждает поразмышлять об актуальности дружбы и товарищеской взаимопомощи.  Идея рассказа заключена в том, что необходимо формировать в себе доброту, храбрость, сочувствие, сострадание и прочие положительные личностные качества.  Только тогда человек сможет защищать своих близких и любимых, окружить их сочувствием и заботой.

Художественные средства

Рассказ в основном построен на описаниях, в нем немного прямой речи, и эти особенности создают впечатление, что повествователь попросту знакомит нас с какой-то историей из своей прошлой жизни. Поэтому язык текста понятный и простой, что способствует приближению его событий к читателю.

  • Из художественных тропов при описании образов героев и их взаимоотношений в произведении писатель употребляет эпитеты: «буйный», «тревожный», «бешеная», «нежная» и прочие.
  • Кроме того, в тексте присутствует большое число глаголов, которые придают ему динамичность, – «скатывался», «лежал», «бросился» и так потом.

Эти и иные выразительные средства помогают автору создать трогательные и прекрасные образы животных, сделать их яркими и самобытными.

Критики о рассказе

Современники Куприна очень положительно, с теплотой отнеслись к литературным творениям Александра Ивановича, к его удивительному таланту.

О.Н. Михайлов так отзывался о писателе:

“При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый талант…”

В подтверждении мнения критика можно отметить, что, несмотря на то, что произведения Куприна проникнуты драматичностью, живет в них и особая светлая надежда, которая делает их и имя писателя бессмертными. Рассказ «Барбос и Жулька» тоже не является исключением, поэтому его и сейчас читают люди разных возрастов.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector