Анализ повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой»

Советский и российский литератор В.Г. Распутин посвятил свое творчество народу Сибири. В его произведениях  отражены проблемы и заботы жителей сибирской глубинки, изображены особенности их быта и местного колорита, даны им социальные и психологические характеристики. Автор акцентирует внимание читателей на таких острых проблемах людей, как борьба за выживание,  одиночество, взаимоотношения  между собой и властью, отношение к природе, внутренний конфликт, происходивший в душах сибиряков, их утраты, переживания, разочарования. Вся эта проблематика прослеживается особенно ярко в его работе «Прощание с Матерой». В ней показаны актуальность и трагизм создавшейся ситуации – грандиозное строительство ГЭС и гибель маленькой сибирской деревеньки, раскинувшейся на речном острове. Распутин глубоко и детально описал разные точки зрения своих героев на затопление родной для многих из них Матеры. Особенно подробно писатель показал боль и отчаяние старшего поколения, жизнь которого в трудах прошла в той деревне, и вот на старости эти люди теряют все, даже могилы родных, ведь остров вместе с домами жителей и кладбищем будет затоплен. Наш сайт Литерагуру подготовил подробный анализ вышеупомянутой повести по плану, что поможет желающим подробнее изучить тематику и проблематику творчества писателя-сибиряка Валентина Распутина и использовать полученные знания при подготовке к занятиям, творческим работам и экзаменам.

История создания

Работу над повестью «Прощание с Матерой» Распутин завершил в 1976 г. Опубликовали ее в ж. «Наш современник». В основу создания этого произведения легли личные воспоминания писателя и его опыт. Детские годы и юность Распутина прошли в одной из деревушек Сибири. Автор видел трудную, непростую жизнь сельского народа, его упорство, надежду и веру в светлое будущее, то, как люди преодолевают невзгоды и лишения ради этого. В своей книге писатель описывает сибирскую провинцию в атмосфере советского времени, раскрывает внутреннее состояние центральных персонажей, их душевные мучения, стремления и попытки найти жизненный смысл.

Анализируемая повесть является одним из наиболее популярных  творений Распутина. Ее высоко оценили критики и читатели за правдивое изображение действительности, эмоциональность, проникновенность,  за глубокое отражение душевной драмы жителей сибирского края. Прототип распутинской Матеры – деревня Горный Куй, которая была затоплена в то время, когда строилась Братская ГЭС. Поэтому не прав тот, кто считает, что социальные проблемы, поставленные в повести,  слишком надуманы и фантастичны. Все их Распутин взял из суровой жизненной реальности. Хотя село Аталанка, в котором рос писатель, живет и сейчас, его минула участь Горного Куя.

Помимо этого, писателя вдохновляли и работы журналиста Бориса Ротенфельда, посетившего участок строившегося Усть-илимского водохранилища и познакомившегося с условиями переселения людей с тех мест. Оказалось, что на этот процесс было выделено государством много финансовых средств, но только малая часть их была пущена на улучшение жизни граждан. Выстроенный поселок имел много минусов, недостатков. Все это Распутин живописно показал в своей книге. Общественность на эти недостатки обратила внимание, не только прочитав очерки популярного советского журналиста, но и книгу В. Распутина.

Жанр и направление

Рассматриваемое произведение относится к жанру повести. Несмотря на то, что в его состав входят 22 главы,  число его персонажей и масштаб охватываемых проблем свидетельствуют о формате повести, а не романа.

Распутин был представителем деревенской прозы. Это направление возникло в отечественной литературе советского периода. Его содержание в полной мере оправдало это название. В своем творчестве авторы деревенской прозы правдиво описывали нравы и быт сельских жителей, рассказывали об актуальных проблемах русской глубинки, которая стала для них малой родиной. Кроме Распутина, приверженцами этого ответвления в направлении реализм творили и такие отечественные литераторы как В. Астафьев, В. Шукшин.

В чем конфликт произведения?

В анализируемой повести мы наблюдаем не один, а несколько конфликтов.

  1. Столкновение городского и сельского образов жизни. Центральная героиня Дарья – сторонница сельского традиционного уклада, а для Симы, ее невестки, немаловажное значение имеют жизнь с комфортом и городская среда, которая присуща новому поселку, где уже остались в прошлом деревенская русская печь с ухватом и самовар, но работает магазин по улице напротив и есть средняя школа.
  2. Присутствует в произведении и конфликт поколений – «отцов и детей». Люди в возрасте и старики испытывают привязанность к родному дому, очагу, молодые же интересуются внешним миром, хотят в нем для себя, что-то открыть новое и отринуть старое. Даже сама главная героиня думает о том, что ей ближе мир мертвых, чем во многом новый и незнакомый мир живых. Пятидесятилетний мужчина Павел тоже находится на распутье между привычным размеренным укладом и новым, не зная, что для него лучше. А внук Андрей молод и полон надежд, он стремится к свершению новых начинаний.
  3. Конфликт человека и природы – отношение человека к природе, его место в природном мире. Пожилые люди – Дарья и иные женщины испытывают любовь к природе, преклонение перед ней, зная и осознавая, что в прошлом их быт и жизнь очень зависели от  природы. Внук же, как и другие молодые люди, считает иначе. Андрей уверен в силе и могуществе людей, считает, что человек – венец природы.

Суть:  о чем?

Деревушка Матера располагается на одном из островов реки Ангары, на которой собрались построить гидроэлектростанцию. Для этого надо было затопить тот остров. Население Матеры в принудительном порядке переселяют. Пожилые женщины, такие, как Дарья, уезжать не хотят. В новом поселке имеются серьезные недостатки, это – вода в подвалах, неудобные и крутые слишком лестницы, двухквартирные дома, негде держать скот, отсутствие бани. А еще сильнее волнуются старухи из-за памяти, ведь в островной деревне они прожили всю свою жизнь, состарились, там деревенский погост с могилами их родных, и их не собираются перезахоронить. Сразу же на глазах пожилых жителей начинается разорение погоста рабочими, которые выдергивают и относят кресты, бросают дорогие людям захоронения под затопление. Смена места жительства ведет за собой и изменения в традиционном укладе селян, и старшему поколению городская среда не нравится, ведь там нет даже огородов.

Трагичность сложившейся ситуации раскрывается особенно глубоко на примере жизни одной  семьи, которую разделило переселение. Старушке  Дарье не по душе переезд. Ее сын Павел, которому 50 лет, не может определиться. Супруга Павла и невестка Дарьи Сима желает обосноваться в городе, а деревню проклинает.  Внук героини и сын Павла и Симы Андрей хочет связать собственную жизнь с энергетической отраслью, трудиться на ГЭС, он не против затопления острова вместе с деревней. В течение всего развития сюжета нам приходится видеть сборы этой семьи  и споры в ней. Саму Дарью с ее подругами сын собрался увезти уже непосредственно перед тем, как остров уже должны были затапливать.

Характеристика центральных героев

Центральные персонажи повести Распутина перечислены списком. Здесь же дана характеристика каждому из них.

  1. Дарья Пинигина – женщина преклонного возраста. Сколько ей лет, в тексте не указано.  У героини сильный характер, тяжелая жизнь, сложная судьба. Она многодетная мать, родившая шестерых детей, троих из них уже не стало. Супруг Дарьи ушел в тайгу и пропал в пятидесятилетнем возрасте. Сама же героиня работала с утра до вечера в колхозе и долго ухаживала за болеющей свекровью. В пожилом возрасте ей приходится оставить все нажитое и переселиться в поселок. Дарья не хочет до последнего уезжать из родного села. Личности героини присущи такие черты и качества, как твердость убеждений, сила духа, мудрость, смелость, эмоциональность. Она не может сдержать свои чувства и набрасывается на рабочего, который разворотил деревенский погост.
  2. Сын Дарьи – пятидесятилетний Павел Пинигин. Человек семейный, имеет супругу Серафиму и 4 сыновей. Он – бригадир, проживает в построенном поселке, но до переселения вся жизнь его проходила в родной Матере. Павел не может определиться окончательно в отношении своего переселения, обозначить свою точку зрения и находится на распутье. Как человеку в годах ему горько покидать родную местность, обустроенное подворье с домом, но мужчина осознает, что надо жить сегодняшним днем, стремиться ко всему новому. Мытарства героя показаны в его поведении. Он мечется меж новым городским поселком и погибающей Матерой.
  3. Серафима Пинигина или Сима – супруга Павла. Ее радует городская среда, деревню она не любит и проклинает. Женщина всегда испытывала зависть к образу жизни сестры, жившей в квартире со всеми удобствами и считавшейся по тому времени богатой. Хотя в поселке городского типа Серафима довольно скоро пополнела и обрюзгла.
  4. Андрей Пинигин, сын Павла и Симы, внук Дарьи. Двадцатилетний молодой человек, который недавно пришел со службы и уже успел поработать на заводе. Он желает принять участие в строительстве ГЭС, так как в этом новом грандиозном событии – стройке эпохи –  он видит смысл жизни. Парня тянет к молодежи, которая там трудится. В деревню Андрея не тянет, юноша стремится увидеть новый незнакомый мир, испытать в нем свои возможности. Он оптимистично и уверенно настроен, думает, что человек – всему хозяин, вершитель, венец творения, он всемогущ и всесилен.
  5. Воронцов – председатель, представляет местную власть. Он занимается больше демагогией, совершенно не проявляет заботы о людях, отдает далекие от реальной жизни приказы и поручения.
  6. Настасья – пожилая семидесятилетняя женщина, соседка Дарьи. Героиня лишилась всех детей, слегка тронулась умом, потому часто говорила небылицы о своем супруге, смешивая реальное и фантастическое. Настасья – безответная, но добросердечная и нежадная старушка. В конце книги она приглашает соседку с ее внуком жить к себе.
  7. Егор – супруг Настасьи. Мужчина серьезный и сильный. Его надломили переселение в поселок и жизненные новшества. Через несколько недель герой умирает от тоски.
  8. Катерина – пожилая, несчастливая женщина из Матеры. Ее сын от несвободного, семейного мужчины, который не вернулся с войны. Вся жизнь героини прошла без чьей-либо поддержки, помощи.  Сын ее вырос эгоистом и пьяницей, он часто пропивал материнскую пенсию, но женщина все же любила его своей материнской любовью и надеялась, что он изменится в лучшую сторону.
  9. Сима – семидесятилетняя старушка из д. Матеры,  эвакуированная  в нее из какого-то города в годы войны. Героиня тихого нрава, но обидчивая. Она унижена тем, что у нее и ее внука Коли нет жилья. Отец ребенка неизвестен, а мать, немая дочь Симы, сбежала, оставив сына на попечение Симы. Старушка надеется найти пожилого мужчину и жить у него.
  10. Никита по прозвищу Петруха. Парень пропащий, непутевый, пьющий и проматывающий деньги, ради них же способный на все, даже сжечь собственный дом. О матери он не заботится совершенно, живет только настоящим и то одним днем.

Тематика и проблематика

В рассматриваемом произведении автором поднимаются следующие темы:

  • Противостояние поколений. Старики не желают переселяться в новый поселок, для них  Матера очень дорога, как место, где проходила их жизнь, они привязаны к ней сердцем и душой. Основная героиня, старушка Дарья, встает на защиту села, женщине ближе мир ушедших, чем миру живущих. Ее сын, которому 50 лет, не может для себя определиться, прийти к чему-то одному. Ему тяжело менять свою привычную жизнь, хоть мужчина и понимает, что надо жить сегодняшним днем, а не цепляться за уходящее. Молодые настроены оптимистично, они уверены, что надо стремиться к лучшему будущему. Внук и сын героев Андрей хочет посвятить свою жизнь работе на гидроэлектростанции, он не сомневается в том, что остров нужно затопить, не жалеет Матеру, но бабушку ему жалко.
  • Попытка принесения в жертву прошлого ради лучшего будущего. Дарья как представитель старшего поколения, отражая его точку зрения на грядущие события, считает, что правда в памяти, а у кого памяти нет, у того, значит, и жизни нет. Молодежь же настроена иначе, она считает, что принести в жертву деревню нужно, раз это необходимо для грандиозной стройки, ведь ей дальше жить.
  • Сравнение городской и деревенской среды. Распутин дает характеристику двум жизненным укладам. В городе жить удобнее, более комфортно и интересно, но такой образ существования в ускоренном темпе, хоть и кажется легче, но тоже вреден для человека, так как он быстро становится бессильным. Например, у невестки Дарьи, Симы, скоро ухудшается здоровье, хоть такая современная жизнь женщине и нравится. В селе же много тяжелой работы, быт оставляет желать лучшего, но человек там отдыхает душой, ощущает себя более свободно, чувствуя связь со своими корнями.
  • Отношение человека к природе, его место в ней. Внук Дарьи думает, что человек главнее природы, что он ее венец. Сама же героиня уверена, что люди переоценивают собственные возможности, что жизнью они не могут управлять и жизнью природы тоже. Одним из наиболее эмоциональных и сильных в повести становится эпизод, в котором люди избавляются от царского лиственя. Это деяние можно считать настоящим варварством.

Проблемы, поднимаемые Распутиным в повести, актуальны для многих советских людей, и не только для советских, они актуальны в любую эпоху.

  1. Тяжелая жизнь и непростая судьба народа.   Деревенские жители проживают нелегкую, полную трагедии жизнь. Дарья теряет троих своих детей. Одна ее дочь умирает в родах, один сын гибнет в военные годы, второй – на лесоповале. Старушка Настасья лишается всех собственных детей. Тяжелая жизнь в деревне и так у них все отняла, еще и здоровье, а судьба – тихую, спокойную старость, лишив их даже дома.
  2. Несвобода человека. Эта проблема прослеживается в каждом разговоре персонажей. Мы видим, как люди переживают по поводу того, что от их мнения ничего не зависит, их даже о нем не спрашивают. Словно бы в подтверждение этого, Дарья предлагает указывать в паспорте также и дату ухода человека из жизни, чтобы и умереть, как запланировано.  Ее внук легко смог представить такое дополнение в документе и даже продолжил мысль бабушки: человеку не разрешат чиновники вступить в брак или могут не принять его на работу, посмотрев на дату смерти. Такое фантастическое рассуждение Андрея непосредственно отражает характер отношений советской власти к людям: за человека она принимает решения, партия, приказывает ему, контролирует все, вплоть до частной жизни. Из-за этого никто из персонажей не уверен в будущем. Эту суть отношений человека с властью подчеркивает и Дарья: «Он думает, он хозяин над жизнью, а он давно-о-о уж не хозяин. Давно из рук ее упустил. Она над им верх взяла, она с его требует, че хочет, погоном его погоняет. Он только успевай поворачивайся».
  3. Неблагополучие семей. Пьянство, эгоизм, низкий уровень воспитания некоторых молодых людей, беззащитность и бессилие их родных. Например, неполная семья – Екатерина и ее отбившийся от рук сын, ведущий себя по отношению к матери непорядочно. Катерина не доедает, терпит издевательства от взрослого сына, алкоголика и лодыря, пропивающего старухину пенсию,  совершенно не заботящегося о ней. И что ужасает, так это то, что Дарья, осуждавшая и поучавшая несчастную подругу, осознает, что она бы тоже оказалась бессильной, если бы тоже имела такого сына.
  4. Вынужденная двойственность человеческой натуры. Человек живет и ведет себя не так, как хочет и считает нужным. Его вынуждают, ставят в такие рамки, что он становится другим, делает то, чего не желает, ведет себя неестественно для него самого. Главная героиня считает, что простые люди не живут, а представляются. Но они хотят стать самими собой, иметь право выбора, оставлять решения за собой:  «Человек сотворен, жить пущен, а ему, ишь, другого себя подавай».

Основная мысль, идея

Главная мысль анализируемой повести заключается в словах главной героини: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Жизненная цель каждого человека найти смысл своего существования, бытия, собственное место в мире. Проходя свой земной путь, человек приобретает опыт и мудрость, которые, словно кирпичики, он вкладывает в бесконечную стену общечеловеческого опыта и мудрости всех поколений. Прошлое, оно становится основой настоящего и будущего. Ведь, если не возведена стена прошлого, не на чем будет выстраивать и настоящее, и то, и другое станет основой для будущего. Несмотря на то, что кое-кто из персонажей молоды, они начинают осознавать, что без знания истории собственного народа, своей семьи, рода, своих корней, все их помыслы и начинания станут неудачными. Героиня говорит, что все, созданное Господом, не лишнее и что не люди должны принимать решение в отношении острова – нужен он или же нет? Старуха уверена, что они только гости Земли и что должны сохранить планету и передать ее в целости своим потомкам, в противном случае будущие поколения будут считать их эгоистами.

Главный смысл произведения заложен также и в этом высказывании центральной героини:

«Я не знаю ишо такого человека, чтоб его не жалко было. Че говорить – сила вам нонче большая дадена. Ох, большая!… И отсель, с Матёры, видать ее. Да как бы она вас не поборола, сила-то эта… Она-то большая, а вы-то как были маленькие, так и остались».

Этой цитатой Дарья выражает свою точку зрения на развитие научно-технического прогресса, на рациональное его использование в благих целях для человечества и не только для людей, но и для всего окружающего мира, без нанесения вреда и ущерба природе родного края, родной страны, планеты. Дарья считает, что прогрессом руководят люди, неокрепшие нравственно, легкомысленные эгоисты, думающие лишь о себе, такие, как, например, Воронцов. Ему наплевать на деревенских жителей и их проблемы. Он устраивает показухи для комиссий и начальства. Дарья считает, что люди выглядят маленькими и беззащитными перед величием прогресса.

Чему учит?

Анализируемая повесть поднимает много актуальных для каждого человека  тем и проблем.  Она побуждает читателя поразмышлять об устройстве государства и общества, о том, насколько важно каждому из нас быть свободным, иметь свои права, которые бы не попирались. Персонажи испытывают страдания потому, что чиновники за них принимают решения во всем, даже в том, где они будут жить, что будет с деревенским погостом, где могилы их родных, нужен ли им огород, пустить ли под нож корову в этом году. Ничего не зависит от мнения селян. Такой непосредственный  контроль не дает людям возможности жить так, как они хотят, к чему стремятся. На примере сюжета произведения можно увидеть, как его герои постепенно лишаются всего, что им дорого, представляет интерес и смысл жизни. Голоса людей, их точки зрения, отношение к происходящим событиям не учитываются. Общественных споров и дискуссий мы не наблюдаем, решения принимаются наверху.

Центральными в книге «Прощание с Матерой» являются темы – взаимоотношения между людьми и отношение человека к природе.  Актуальными проблемами повести становятся оторванность людей от своих корней и утрата ими духовных ценностей. Распутин затрагивает вопросы патриотической и исторической направленности – любовь к малой родине, к родным краям, связь поколений, знание культурных обычаев  и традиций, сохранение памяти о прошлом. Кроме упомянутых тем, в работе автор также говорит о неизбежности старения и смерти человека, о том, что ему не под силу сопротивляться законам природы.

Так, исходя из заявленной тематики и проблематики анализируемого произведения, мы приходим к выводу, что оно учит нас ценить жизнь каждого человека и стараться сохранить свои корни.

Мнения критиков и литераторов о повести

Проблемы, поднятые Распутиным в книге «Прощание с Матерой», актуальны для нас и сейчас, потому что в наше время все также происходит вымирание российских деревень, уменьшение в них населения. Причинами такого вымирания становятся закрытия школ, больниц, магазинов, рабочих организаций, приводящие к потере многими сельскими жителями работы, к их вынужденному отъезду из родных сел и деревень в поисках лучшей доли себе и своим детям.

Для большинства критиков повесть Распутина представляет интерес и сегодня. Они знакомятся с сюжетом книги, ее персонажами, изучают ее тематику и проблематику.

И. Сухих в статье «Однажды была земля» говорит о связи событий, происходивших в маленькой ангарской деревеньке с мировыми проблемами:

«Прощание…» — книга об острове, о времени и реке, о земле, воде, огне и воздухе. В деревушке на Ангаре завязываются узлы мировых проблем и конфликтов. Герои постепенно становятся участниками большого «сократического» диалога о последних вопросах бытия»

 И. Бражников в своей работе «Эсхатологический хронотоп в повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой»» говорит о значении острова в культуре восточных христиан и сравнивает его с большой землей:

«В восточно-христианской культуре остров по-прежнему выступает хранителем, прежде всего духовных сокровищ, а всяческий прогресс — это удел как раз большой земли, жестко противопоставляемой святому острову».

Можно еще много привести высказываний критиков, других писателей, а также и читателей; всех их не оставила равнодушными анализируемая нами повесть. Но поскольку анализ получился объемным, мы решили на этом остановиться. 

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector