Путеводитель по альбому «Выживут только влюбленные» — 3

Мы переходим к заключительному этапу нашего исследования. (вот ссылка тем, кто не читал предыдущую статью, 2-ая часть рецензии на альбом) Каков бы ни был альбом в сравнении с предыдущими сборниками Арбениной или работами других исполнителей в том же жанре, можно с уверенностью сказать, что «Выживут только влюбленные» — одна из самых экспрессивных новинок этого года. За каждым словом стоит сокровенное чувство или выстраданная мысль поэтессы. Она высказывается прямо и честно, пересилив страх оказаться голой перед публикой и остаться непонятой. Дело не в обложке, а в экзистенциальной наготе автора, который полностью выразил себя в 13 песнях.

О чем песня Дианы Арбениной «Чего хотят эти люди?»

Текст песни «Чего хотят эти люди?»

Чего хотят эти люди?
Спрятать Солнце в ладони и не обжечься.
Весна начнется в субботу. Туманом дышат капканы.
Оберегай свои нервы: весна идет на охоту.
Чего хотят эти люди:
Меня травить своей правдой; Меня долбить своим текстом?
Какое мелкое время — без серебра и героев.
Им спрятать солнце в ладони, и чтоб еще не обжечься!
А я болеть перестала. Здесь больше нечего делать…
Кардиограммы и строчки; тире, абзацы и точки;
На верном сказочном Русском: без запятых, против правил.
Читать, как в детстве, украдкой; из книги смотрит закладка.
Мне хорошо быть одной. Мне хорошо быть одной —
Есть крылья, чтобы летать!
Чего хотят эти люди: потока денег и власти!?
От денег пахнет отравой. От власти — кровью и смертью.
Несет сиреневым газом. Вполне ясна неизбежность:
Мы пахнем гибелью счастья. Здесь больше нечего делать.
Здесь больше нечего делать…

Эти люди – порочный внешний мир, противопоставленный внутреннему миру лирического героя. Алчные и расчетливые его обитатели хотят забрать себе и спрятать источник жизни и света (каковым является Солнце) без последствий и трудностей. Непомерная жадность так свойственна человеческой природе, что, узнав о колонизации Солнца, мы даже не удивимся. Арбенина подметила и сказала это, как будто ударила, но «по-девичьи нежно, по-девичьи сочно».

На этот раз весна предстает перед слушателями в образе хищницы, расставляющей капканы. Весеннее время года многих забирает в чувственный плен, ведь символизирует возрождение, ощущение окрыленности, новые надежды и мечты, связанные с всеобщим пробуждением от тяжелого зимнего сна. Романтическая пора не просто создает атмосферу для влюбленности, она охотится, завлекает и неволит жертв своего не иссякающего обаяния. Сама любовь в образе весны разливается благоуханием по улицам и затапливает их. И автор с иронией советует миру «беречь нервы», подвергая сомнению его способность любить.

Сварливые, озлобленные люди травят героя, а он лишь устало спрашивает: «Чего хотят эти люди?». Ему надоели их мелкие страстишки, убогие желания, ограниченность, суета и гонор. Сама эпоха обмельчала, вокруг только «умеренные люди середины», как писал Высоцкий. Но герою больше не страшны жалкие попытки задеть его, даже скучно смотреть на все это. Наивысшее напряжение вобрала в себя фраза «здесь больше нечего делать!».

Строки отражают биение сердца, как делают это кардиограммы. Для творца смысл жизни и сама жизнь заключаются в творчестве, поэтому тире, абзацы и точки стали неким графическим отображением работы души. «Без запятых, против правил» -, скорее всего, упоминание о телеграфном стиле поэзии Дианы Арбениной (телеграфный стиль – это стилистически оправданное нарушение языковой нормы, а именно отсутствие знаков препинания, предлогов).

Искусство полностью захватывает героя, ему не нужно навязчивое общество внешнего мира. Он окрылен творчеством и уходит в скит, отдаляясь от людского ропота. Ему настолько надоело бессмысленное противостояние, что он улетает от проблем, а не стремится к недостижимой победе.

Во втором куплете герой топчет мирские идеалы. Деньги и власть приносят лишь гибель счастья, отравляя его. Тлетворное влияние автор передает через запахи: отрава, кровь, смерть, несчастье. Куда катится такой мир? Что ждет его в будущем? Поэт понимает, что если ничего не изменится, то «здесь больше нечего делать». Уход в себя, уход в творчество помогут человеку остаться собой и не попасть в жернова рутины, расщепляясь на удобоваримые части на потребу дня.

О чем песня Дианы Арбениной «Небо под ее ногами»?

Текст песни «Небо под ее ногами»

Небо, небо, небо, небо, небо, небо;
Страны, страны, страны, страны, вино!
Ты упрямый…
Ты упрямый…
Небо под ее ногами;
Небо под ее ногами.
Чувства были — сон молекул;
Чувства были — сон молекул.
Небо под ее ногами;
Небо под ее ногами.
Ты упрямый…
Упрямый…
Ты все мои слова рифмами порвал!
Рифмами порвал…
Небо, небо, небо, небо, небо, небо;
Раны, раны, раны, раны, раны.
Перестрелки, ярость.
Ты упрямый, летом легкий,
Я тогда была была красивой —
Но не знала, нет, нет, нет;
Но не знала, нет…
Ты — все мои слова; все мои слова
Рифмами порвал, рифмами порвал!
И Флорида зовет. Я в ней плакала…
Помнишь рану ту?
Где тебя найти, как тебя обнять?
Где тебя найти, как тебя обнять?
Где тебя найти; как тебя обнять?
Где тебя найти, как тебя обнять?

Плавающая композиция песни образует водоворот, который затягивает слушателя в глубины чьей-то памяти. Возникают размытые силуэты влюбленных. Небо, страны, вино – безумный калейдоскоп красивого романа, когда предметы, места, события теряют четкость и сливаются в импрессионистском пейзаже. Герои вознеслись и парят над небесами в эйфории взаимной любви. В какой-то момент происходит перелом: чувства уже были, а не есть. Все слова поэтессы порваны рифмами, то есть любовь, раны, перестрелки, ярость ее вдохновляют. Отношения обострились, но героиня бросается на шип, как соловей в сказке Оскара Уайльда. Истекая кровью, она все еще воспевает любовь – свою самую красивую, совершенную песню.  «Ты – все мои слова» — близкий человек означает для нее нечто большее, чем просто возлюбленный, он — вечный источник творческой энергии. Героиня помнит все раны, но не жалуется и не сетует на былые обиды. Ее охватывает светлое чувство ностальгии и горькое ощущение тоски. Последние строки болят внутри, как порез, а автор методично проводит лезвием до упора.

О чем песня Дианы Арбениной «Не дари»?

Текст песни «Не дари»

Она идет зимой на запад, а весной на восток;
Она прекрасно знает карму.
Электрический ток в ней регулярно совершает
Путешествие, стремясь за флажки.
Такая дерзкая снаружи, с тонким пульсом внутри.
Она так нежно отдается и так ярко горит.
И я не знаю тех, кто смог остановиться,
Даже если кровит…
Не дари никому, только мне.
Все один к одному. Тает снег.
Она решает, когда можно; и решает — нельзя.
В ее постели нет горошин, нет следов от гвоздя.
И ты рискуешь не проснуться, но тебе, бесспорно,
Лучше рискнуть.
И шальным осколком стали в сердце входит Луна
И ты уносишь на ладонях все ее имена.
И задыхаешься в крови, узнав о том, что она —
Чья-то жена!

Центральное место в песне «Не дари» занимает обворожительная Она. Ее образ соткан из противоречий: запад – восток, дерзость – тонкий пульс, можно – нельзя. Она спокойно принимает тот факт, что ее утехи определяют судьбу (верит в карму), и не боится Колеса Сансары.

«Карма —  вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения»

Героиня как будто заряжена электричеством, выходящим за флажки, то есть за пределы дозволенного. Помимо всего прочего, она обладает талантом любить, который покоряет всех несмотря на то, что эта страсть их ранит. Если в предыдущей песне был соловей, то здесь перед нами набухает кровью розовый куст. Он безупречно красив и завораживает своим благоуханием, но за свой прекрасный цветок он потребует целую жизнь. И все же в припеве слышатся просьбы: «Не дари никому, только мне». Кто-то готов заплатить дорогую цену, лишь бы безраздельно обладать жестоким цветком. Далее следует фраза «все один к одному», что означает, наверное, воспоминание об аналогичной ситуации в жизни просителя. «Тает снег» — его не покидает чувство надвигающейся весны в сердце, готовое броситься на жертвенный алтарь.

Она не принцесса и не претендует на эту роль, поэтому в ее постель никто не подбрасывает горошину. Мученицей она тоже не может быть. Зато в ее объятиях человек погибает, воспламеняясь от яркого, но холодного пламени. Это стоит того, и в словах рассказчика сомневаться не приходится.

Ночная спутница влюбленных, холодная и спокойная Луна врезается в сердце как шальная пуля – так автор характеризует счастливого любовника в угаре страсти. Он, казалось бы, уцелел и унес на ладонях все ее имена, заслужив доверие и ответное чувство. Однако шип вытянет всю кровь по капле, возьмет свое сполна, и вот жертва уже задыхается в крови. Таинственная Она дарит себя всем и не может принадлежать одному. Поэтому весна в песне всегда обещает быть, но никогда не наступит.

О чем песня Дианы Арбениной «Странные дни»?

Текст песни «Странные дни»

Странные дни…
Вчера самолет, сегодня вокзал.
Снуют муравьи, прячу себя,
Очки прилипли к глазам.
Куда бежать от лиц и голосов;
Может опять в пустыню полюсов?
Где ждут снега, или в горах решить,
Как дальше жить…
Как дальше жить надо,
И с кем идти рядом;
С кем до конца стоит;
В какой из двух ролей,
Или одной?
Странные дни…
Хочется быть проще себя!
Забыть, что есть март, проснутся зимой,
Никого не любя…
И побежать дорогой в темноте;
И замолчать, в словах живёт предел.
Воспринимать бездомность, как игру —
И целовать деревья на ветру;
И в эту ночь решить:
Как дальше жить надо,
И с кем идти рядом;
С кем до конца стоит;
В какой из двух ролей,
Или одной?
Странные дни… Теряю себя и не чувствую дна;
Всегда за спиной кто-то стоит в проеме окна.
Куда бежать тому, кто обречен
Быть молодым?! Пошел иной отсчет —
Без права встать, едва упав с колен;
Без права ждать, без права заболеть.
Без права звать, твое к тебе придет…
Да будет так, пошел иной отсчет!
Понять, — и раз решить…
Себе, как жить надо,
И с кем идти рядом;
С кем до конца стоит;
В какой из двух ролей,
Или одной…

Героиня пребывает в растерянности: города, лица, приезды, отъезды – все вокруг снует, вертится, не дает покоя. Ей психологически не комфортно, хочется бросить все и умчаться на край света, хоть в пустыню и, наконец, определиться. Выбор между двумя ролями (видимо, двумя возлюбленными) все жестче упирается в тупик: «Или одной?». Из предыдущих песен (если связывать их воедино) стало понятно, что героиня мечется между кем-то дорогим из прошлого и кем-то новым, не менее дорогим в настоящем времени. В то же время она не боится одиночества и даже не считает эту долю тяжелой. Чем ближе к завершению альбома, тем отчетливее слышится слово «одной». Но мучительные вопросы все еще терзают лирическую героиню, заставляя ее вновь и вновь подыскивать новые выражения для своих противоречивых чувств.

Клубок настолько запутался, что хочется просто разрезать все на короткие нитки с рваными краями. Это значит заснуть весной, а проснуться в зимнюю стужу, «никого не любя», ничего не ощущая. Героиня представляет себе бег, молчание («Молчи, скрывайся и таи все чувства и мечты свои» — как писал классик), отрешенность. Выражая душевное состояние словом, она задает пределы чувству, упорядочивает  его, ограничивает. Эпопея душераздирающих эмоций разворачивается внутри, героиня не в силах ее исторгнуть. Остается лишь обыграть, забыться, укрыться в темноте и холоде, лишь бы расслышать в себе ответ.

Потерянность сбивает героиню с толку, она тонет в сомнениях. Вылететь из окна ей не дает кто-то за спиной, она видит его отражение и снова погружается в раздумья, приходя к выводу, что вечная молодость – не вечная жизнь: пошел иной отсчет. Настало время определиться, а не ждать, звать или вставать после падения. Она обречена быть молодой, хорошо, значит надо примириться с собой и расставить все и всех по своим местам. Иначе драгоценные моменты жизни пройдут под этой странной мутной пеленой, застилающей взор.

Главное для нее – не изменить себе. Поэтому выбор «остаться одной» кажется наиболее логичным выходом из любовного треугольника.

О чем песня Дианы Арбениной «Уедем»

Текст песни «Уедем»

Уедем в город мой, где живут мосты;
Где поет Нева, я и ты.
Уедем в город крыш, в город из свинца,
Где любовь всегда до конца.
Где на фасадах пыль…
В сумерках легко умирать.
Где все, кто знал меня —
Будут в небеса провожать.
Уедем в город мой.
Не хватает сил; каждый раз я,
Я хочу домой; я хочу домой.
Пусть слова звучат, как приказ.
Где ты уйдешь ко мне. Чёрные глаза, как расстрел.
Где часовой вокзал и шаги вперед в серебре.
Где нищие в цене! В Питере вдвойне легче петь;
Где есть ради чего, есть ради чего умереть.
Где нищие в цене! В Питере вдвойне легче петь;
Где есть ради чего, есть ради чего…

Песня «Уедем» — самая прозрачная в альбоме: в ней все открыто и ясно. Она насквозь пропитана печалью, густой и ядреной, как крепкий ликер. Героиня скучает по родному городу Дианы Арбениной – Санкт-Петербургу. Она зовет с собой кого-то – значит, сделала выбор. Там, дома любовь до конца, и, когда к ней придет возлюбленный, она с готовностью встанет к стенке встречать черноглазый расстрел. Ведь есть, ради чего.

«Каждому человеку своя цена, но существуют люди бесценные — гении и нищие», — как утверждал словацкий поэт Франтишек Крышка. Для автора Петербург – культурная Мекка, именно там могут правильно оценить и нищего, и гения, поэтому и петь легче: точно поймут.

О чем песня Дианы Арбениной «Оченьхотела»?

Текст песни «Оченьхотела»

Очень хотела прыгнуть с моста.
Секунды тик-так. Отчаяние в такт. Стала ненужной.
Прости, красота стала вчерашней,
Простой и не важной; Не стоит считать до ста!
Без тебя нет ее, без тебя ее нет!
Море — закат, суша — рассвет!
Могла только так она, и верно — была права:
Он говорил, он говорил — ей говорил слова.
Камешек в воду, от тела круги;
Спины изумительно нежный прогиб,
Вчера целовались, сегодня — погиб.
И все при своих, и я рада за них;
И все при своих, когда топят других!
Очень хотела — и мост проводил;
И он по мостам никогда не ходил,
Кто знает, кто знает, что ждет впереди,
Но выживут только влюбленные,
Только влюбленные, только влюбленные,
Только влюбленные, только!

Альбом завершается песней о разлуке, которая перерастает в манифест о любви. Герои погибают друг без друга, ведь «выживут только влюбленные». Автор сухо, но так верно обозначает точку невозврата фразой: «красота стала вчерашней, простой и неважной». Эта любовь не до конца, как в предыдущей песне, она имеет короткий срок: «Не стоит считать до ста!». Холодный рассвет (наступившая трезвость после опьяненной любовью ночи) выбросил любовников на сушу. Она не представляла себя без него, а он лишь говорил слова. Видимо, за ними ничего не было. Героиня только испытывает чувства, но ее возлюбленный только говорит о них. Поэтому, она погибает, спасаясь от суши в воде. Он тоже «сегодня погиб». Если ее смерть – физическая, то его – духовная (ее гибель описана в деталях, о нем лишь сухая сводка: погиб). Мир провожает их в последний путь равнодушно, ведь «все при своих, когда топят других».

Мост – проводник от одного берега к другому. На этот раз он еще и единственный, кто проводил (как безмолвный сочувствующий спутник) утопленницу. Герой никогда не был здесь, автор намеренно отрезает его от одинокого пространства покинутой возлюбленной. Конечно же, «Оченьхотела» — не призыв к самоубийству из-за разлуки. Это жизнеутверждающая песня о том, что спасение – любовь, а не одиночество. На протяжении всего альбома Диана Арбенина пела о сомнении, мучительном выборе, скитании от одного полюса к другому. Уже казалось, что героиня останется одна, не выдержит натиска противоборствующих чувств, проснется «никого не любя». Однако мертвая она не только без рок-н-ролла, но и без любви. Да, она ранит. Да, она загоняет в тупик. Да, она выпивает человека до дна и сжигает дотла. Пусть, лишь бы не иссякала в сердце.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector