Путеводитель по альбому «Выживут только влюбленные»
«Влюбленный» альбом Дианы Арбениной и группы «Ночные снайперы» вышел еще зимой, и, вполне возможно, так бы и пролетел в красно-сине-фиолетовой череде тайтлов, если бы звуковые дорожки не были вымощены скандалами.
«Это мой самый откровенный и крутой альбом о любви» — резюмировала певица. Именно откровенности было больше, чем готова переварить консервативная публика, причем, даже не в альбоме, а вокруг него. Песня «Помолчим» стала саундтреком для «ИНТИМНОГО дневника Анны Карениной», ОБНАЖЕННАЯ Диана Сергеевна украшает обложку диска, а также многие рецензенты связывают название сборника с названием фильма «Выживут только ЛЮБОВНИКИ». Впрочем, как его назвали, так он и поплыл: выживал, а не зажил альбом. Протестовал, а не презентовал, ершился, а не беседовал, ревновал, ссорился, мирился, целовал, пропадал в тоске, но так и не стал саундтреком к совместному походу за корзиной для белья. И к лучшему. Прилизанное шоу, стилизованное под рок, лишено смысла, а Арбенина этот смысл сохранят несмотря ни на что.
«Я бы на вашем месте сделала следующее: услышала бы ее по радио, скачала бы в Itunes, залила бы к себе в уши и слушала бы с утра до ночи, потому что выживут ведь только влюбленные, ребят, правда? И любовь стоит того, чтобы ждать»
Так Арбенина анонсировала песню «оченьхотела». В целом, она отзывается о своей работе, как о начале новой истории, как о том, чего еще не было в ее творчестве. Так ли это? Критики отмечают, что музыкальная стилистика группы и вокальные приемы артистки не изменились, однако нас, прежде всего, интересует текст песни – поэзия 21 века. Наша рецензия на альбом «Выживут только влюбленные» посвящена лишь словам, которые по праву считаются самой сильной стороной музыки «Ночных снайперов». Диана Сергеевна в песнях (как и в стихотворениях, она – автор незаурядных поэтических сборников) всегда делает упор на причудливую игру смыслов, которая крепко привязывает к себе читателей, воспринимающих лирику на слух.
Содержание:
О чем песня Дианы Арбениной «Шагай»?
На протяжении всего альбома лирический герой (то самое «Я», которое мы не будем приписывать непосредственно автору) мечется в любовной лихорадке между «Я чувствую родство» и «Мы обросли древесной корой». Конфликт в том, что он, похоже, переживает переломный момент, покидая одного и пытаясь прильнуть к другому. Первая песня «Шагай» (давно уже известная фанатам) – динамичная, надрывная, резкая история любовного противоборства. Как в известном фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», двое влюбленных увлеченно сражаются, но, осознавая острую боль, просят не пощады, а продолжения: «Шагай по улице, шагай. Дроби меня, дроби; танцуй со мной, танцуй со мной; прошу помнить, помнить об этом. Тай». Если продолжить сравнение с кинокартиной, то два начала (тигр – мужское, дракон – женское) находятся в вечном противостоянии, которое рождает страсть: «Мы не расскажем никому, что мы с тобой враги; мы запад и восток». Сближение неминуемо, как катастрофа: лед тает, его мир дал течь, но герой тяжело и нервно переживает эту близость (Я постоянно начеку; Я будто девочка сейчас, не надо бить под дых; Нервы ни к черту), хотя и призывает ее на свою погибель. «Перестань прятать суть торжества» — призыв не лукавить, довериться, признать торжество взаимного чувства. Однако поединок продолжается, финал открыт всем ветрам.
Мир лирического героя похож на корабль, который дал течь в открытом море, опасном и капризном, как его визави. Тает лед, вода становится теплее, но лишь больше угрожает судну, затапливая его. Осень преображается в весну, то есть предвещает не зиму, а лето, не разлуку, а любовь. Герой хочет верить, что его любовь – море, готов утонуть в нем, но крысу (символ предательства)на борту корабля он не потерпит: «Крыс не бывает в сердце поэта». В этой строке он отчаянно пытается верить в то, что возлюбленный его не предаст, не покинет его при первой опасности, и убеждает себя с помощью иррациональной, припадочной логики любви: если ты в моем сердце, значит, не предашь.
«Я будто девочка сейчас, не надо бить под дых.
И эта осень как весна. Все просто! Тай!»
Автор альбома – человек зрелый. Арбенина, видимо, находится на том рубеже, где приобретается ясность видения. В той или иной формулировке фраза «Все просто» рефреном пронизывает сборник.
О чем песня Дианы Арбениной «Наотмашь»?
«Ну, вот и все. Сегодня точно прощай!» — решительный рывок после долгих и тщетных попыток уйти. Это уже другое настроение, противоположное эмоциональному заряду первого трека. Если там весна, то здесь сонное марево июльского дня в предвкушении осени. Ощущение пустоты, неловкости, не того места, не того человека душит лирического героя, как жар: бьет озноб, но духота и зной душат и жгут изнутри. Кроме того, автор называет Арбат – суетливую торговую улицу с неизбывными впаривателями, попрошайками и рекламными буклетами – как символ банальности и дежурности этой встречи. Однако герою все равно сложно поставить точку, он пытается уже не в первый раз: Я проще выдержу град из кулаков ударов, пуль и огня. Прощай, мой друг… Сегодня, точно прощай. Удачи с тем, кто будет после меня». Он ни капли не сомневается, что вскоре его место займет другой.
А я, люблю наотмашь! Вот, что происходит.
Люблю наотмашь — другое не подходит.
Люблю наотмашь! Вот, что происходит во мне.
И каждый день по кругу — колесо Сансары.
Жизнь гораздо проще, чем мне всегда казалось.
Жить наотмашь проще, пусть и в миллиард раз больней!
Слово «наотмашь» означает «размахнувшись, с силой отводя руку от себя при ударе». Автор имеет в виду жизнь с размахом и свободное, сильное чувство, будто удар наотмашь – нескрываемый и широкий жест. Герой не может обманывать во благо, он честно уходит «когда уже просто так». Одряхлевший сюжет «прошла любовь, завяли помидоры» обыгран современно в жестком, предельно скупом стиле Дианы Арбениной. Мысль до предела сжата в строке, как вода в стакане – стеклянные стенки безупречной формы не дают ей разливаться по древу.
«Колесо Сансары — это круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью сети сансары»
Скорее всего, автор хотел сказать, что жизнь – бесконечное перевоплощение человеческой души в мире страданий, порожденное невежеством (незнанием своего истинного «Я» и т.д.). Задача духовной сущности в данной круговерти — обрести свободу через самопознание и любовь. Любить открыто, говорить то, что думаешь и чувствуешь – это и есть «жизнь наотмашь» — «проще, пусть и в миллиарды раз больней». Расставание для героя стало необходимостью, чтобы разорвать порочный круг и испытать настоящее, сильное чувство, которое не станет набором обыденных и повседневных ритуалов для постепенного самозабвения. Он хочет вырваться, а не забыть, что он в плену. Эти отношения – и есть Колесо Сансары, которое запускают прошлые действия (карма). Груз прожитого слишком уж тяготит их обоих, проще откровенно сказать «Ну вот и все» и освободить друг друга. В понятных и емких фразах автор описывает бытовую рутину прошедшей любви:
Мы будто пассажиры в метро.
Привычно все, включая ночь и постель —
Мы обросли древесной корой.
Диана Арбенина дает почувствовать угнетающее однообразие даже в лексических повторах. «И смерти нет, есть просто новый отсчет» — чувства не умирают, они просто развиваются заново. Обнуляется счетчик, все начинается сначала.
Анализ песни «Этонемне»
В этой песне лирический герой уже любит и любим, но страхи, тревоги и ревность вновь лишают его покоя. «Это не мне из миллиардов возможностей — волчий билет» — волчий билет (документ, паспорт с отметками, свидетельствующими о неблагонадежности его обладателя) означает как раз ограничение возможностей, то есть герой спасся от лишений, сбежал от снежного холода в комнату, где «Свет отключили под виски и слов винегрет».
Это круги —
Цирк на арене и лошади в пене. Твой рот
Сохнет пожаром и безукоризненно лжет,
В комнату еле заметный вползает восход.
«Колесо Сансары» перевоплощается в цирковую арену, где носятся загнанные лошади. Вероятно, так из окна уютной темной комнаты выглядит внешний мир. Его обитатели с пеной у рта бегут наперегонки по замкнутому кругу, и это зрелище напоминает герою жестокие цирковые забавы. Ночь на исходе, а рассветные лучи крадутся в дом и как будто проливают свет на безукоризненную ложь любимого человека, скрытую под покровом темноты, но увиденную на заре.
Кто сказал тебе, что
Мне просто отпускать тебя
За пределы видимости двух перекрестков?
Шаг направо, сотню налево.
В твоем горле сердце подростка,
В моем сердце зреют каштаны.
Перед поцелуем скажи мне:
Я к тебе бежать не устану!
Знаменитый припев «про каштаны» – пожалуй, самый запоминающийся в альбоме. Жизнеутверждающие и «влюбленные» слова повествуют о сложной и переменчивой природе возлюбленного. Сердце подростка пылкое, ранимое, горячее, но может быть и жестоким, и непостоянным, и черствым. В сердце лирического героя расцветает лето (период созревания каштанов) – плодоносная пора, когда природа реализует весь свой творческий потенциал. Он вдохновлен и счастлив.
Это весна!
Градусы скачут по венам, и сладостна ртуть;
Жизнь, наконец, обретает исходную суть.
Я без любви — сирота, и живу как-нибудь.
Это не мне, —
Пусть это будет не мне, а тому, кто не смог!
Чтоб удержать тебя, вовсе не нужен предлог.
Танцует в наших глазах электрический ток.
По временам года автор виртуозно передает атмосферу песни и ту стадию любви, которую воспевает. На дворе весна, героя опьяняет сладостный яд (ртуть, градусы — алкоголь), жизнь его приобретает смысл. Без любви он не просто одинокий, он покинутый всеми и беспомощный, как сирота, и живет «как-нибудь» — апатично и равнодушно. Эта доля предназначена не для него, а «тому, кто не смог» отважиться на рискованную авантюру чувства.
Перед поцелуем скажи мне:
Я к тебе бежать не устану!
Я к тебе бежать не устану!
Я к тебе бежать не устану!
Я к тебе бежать не устану!
Я к тебе бежать…
Лирический герой очень хочет продлить волшебные мгновения и настойчиво повторяет просьбу, лишь услышать заветные слова и уверовать в них, как в чудо.
Продолжение следует…