Путеводитель по альбому «Выживут только влюбленные» — 2

В предыдущей статье мы рассматривали первые три песни из нового альбома Дианы Арбениной и группы «Ночные снайперы». Без сомнения, это очень откровенный, интимный сборник и, выслушав его как исповедь, человек поймет, зачем понадобилась «скандальная» обложка. Песни оставляют такое же впечатление, как поэзия Марины Цветаевой: кажется, будто случайно заглянул в окно чьей-то спальни и не нарочно подслушал нервный шёпот из приоткрытой форточки.

О чем песня Дианы Арбениной «Помолчим»?

Песня, которая вытягивает душу из-под покровов, наспех сооруженных нами для сохранения равновесия, называется «Помолчим». Голос артистки набирает силу и протяжно, мелодично запевает тоску. «В последний раз» звучит уже не так бодро и решительно, как «прощай» из трека «Наотмашь», а отчаянно, пронзительно, больно, как будто вырывают внутренности.

Текст песни «Помолчим»

Ложусь на дно и замираю без дыханья, соль горчит.
Киты не могут друг без друга. Помолчим, помолчим…
Ложусь на дно и погибаю — ты плывешь в чужой воде.
Твой курс — Норд-Ост, тебя ведет к другой звезде,
Как пусто здесь..
Припев:
Не виден свет. Меня здесь нет,
И песен нет, не слышен звук; не видно глаз…
Прости нас, Господи, — мы умерли вчера
В последний раз, последний раз;
Прости нас, Господи, — мы умерли вчера!
Ложусь на дно, и в тишине ползу в апрельской не весне;
И шепчет радио, и снег — всего лишь грязь; и грустно мне.
Не разлюблю… И кровь твоя теперь всегда во мне стучит!
И мы не можем друг без друга, помолчим…

Для кита (с которым ассоциирует себя герой) падение на самое дно океана и отсутствие воздуха означают смерть. Чтобы дышать, ему необходимо регулярно всплывать на поверхность, поэтому киты обычно даже не заплывают глубоко (под водой они могут находиться до 1.5 часов). Они не чувствуют никакого вкуса, кроме соленого, поэтому именно соль горчит. У человека ощущение соли до горечи вызывают сдержанные слезы. Здесь две ассоциации перекликаются: речь вроде бы идет о ките, но в отношении человека приобретает не биологический, а эмоциональный смысл. В основном, крупнейшие млекопитающие моногамны и живут в стаде — «киты не могут друг без друга». Герой понимает, что это конец, он лег на дно, остается только минута молчания, погибель — покинутому, почет – памяти. Вода даже не другая, а чужая, что усиливает значение, показывает необратимость разлуки. Норд ост — ветер, который обычно связан с переменой погоды. Другое значение этого слова — северо — восточное направление. Вполне возможно, автор имел в виду перемену курса, которая повлекла кита к другой звезде. В одиночестве пусто, «не виден свет». Киты, кстати, тоже издают характерные звуки, общаясь между собой. Однако на дне не слышен звук, не видно глаз, нет песен, да и самого его уже нет: киты не могут друг без друга. Поэтому не «я», а «мы умерли вчера», когда расстались. Попытки разойтись, как видно, уже предпринимались, но эта — последняя. Отчаянное чувство слова «последний» овладевает слушателем, погружая в ностальгию, фантазию или тоску.

Во втором куплете образ кита исчезает, из-за ширмы метафоры выходит робкий, сломленный человек. Его как будто сбили с ног, он ползет в грязном снеге. Искристый белый снег стал всего лишь грязью, как некогда чистая любовь стала мутной, холодной лужей, где люди лишь вязнут, силясь выбраться. Любовь не умирает, память о ней всегда будет жить глубоко внутри. Действительно, друг без друга они уже не могут, ведь каждый уносит в себе миниатюрную копию возлюбленного: его взгляды, жесты, фразы, привычки, мысли, которые перенял незаметно. После серьезных отношений невозможно стать, как прежде, до них. Все равно люди, уходя, уносят в себе большую или меньшую часть любимых. Поэтому они не могут друг без друга, наверное, не в прямом смысле, а на уровне влияния одного на другого, таинственной метаморфозы души, сливающейся с другой.

Почему герой сравнивает себя с китом? Наверное, оттого, что кит в христианской мифологии — основание Земли (она стоит на трех больших китах и 30 малых). Если киты умрут, то в мире случится потоп, так как земля по легенде плавает поверх великого моря, а если ее хранители перестанут сдерживать воду, то она затопит и уничтожит все живое. Герой так остро переживает разрыв, что для него он равносилен крушению целого мира.

О чем песня Дианы Арбениной «Джаггер»?

Текст песни «Джаггер»

Нет ориентиров, падают звезды;
И всё, уже поздно. И всё, уже поздно!
Я плачу, смотри! Смотри — запоминай!
Слезы…
— «Мама, не уезжай».
— «Сынок, я ненавижу вокзалы».
Смешной Чебурашка покорный чьей-то судьбе.
К тебе, к тебе…
К тебе я вернусь, как обещала —
Всего два концерта, начнем все с начала.
К тебе, к тебе…
Мне не слабо все это бросить,
И листьями будем шуршать;
Будет осень…
Я двигаюсь верно. Я двигаюсь верно.
И лак на ногтях — не последний, не первый.
И Джаггер танцует, и сыну малы рукава.
Так черт побери! Может я не права?
Гитару на гвоздь, и рутину жевать;
И ждать, пока перемелют мозги жернова…
Но, нет! Но, нет…
Каждый из нас для чего-то устроен.
Я стану мертвой без Рок-н-Ролла.
К тебе, к тебе…
К тебе я вернусь, как обещала —
Всего два концерта, начнем все с начала.

Если в предыдущем треке норд-ост звал кита к другой звезде, то в этой ориентиров уже нет, а звезды падают. Эмоциональный накал совершенно другой природы: там тоска, здесь крик. Коллизия раскалывает героя надвое. Семья и музыка, две всепоглощающих любви требуют от него полной отдачи. Он мечется между двумя страстями, и вот очередная сцена прощания на вокзале, время поджимает, слезы душат. Рок автор называет не только музыкой, но и судьбой, поэтому конфликт неразрешим, лирический герой не может отказаться от своей судьбы, повесив «гитару на гвоздь». Рутина убьет его. Когда он все это бросит, непременно наступит осень — время увядания, старения, смерти. Ему не слабо, но герой понимает, что оставаться без рок-н-ролла смертельно опасно, ведь он устроен для музыки, она — его призвание.

Сравнивая себя с Джаггером (вокалистом из легендарной группы «Rolling Stones»), герой ссылается на его опыт: Мик Джаггер уже прадедушка, и, тем не менее, успешно продолжает свою музыкальную карьеру. Для них бросить дело всей жизни означает умереть, причем, во всех смыслах.

О чем песня Дианы Арбениной «Intro»?

Текст песни «Intro»

Прячься, пока не поздно.
Осень. Скользкие взгляды.
В лужи падают звезды,
и на ботинках тает
каша крупой кровавой.
Прячься пока не поздно.
Прячься. Времени мало.
Был герой и весь вышел.
Был герой и не стало.
Постою на обрыве:
жизнь держать перестала.
В смерти вырастут крылья.
Рот заалеет румянцем.
Был герой и весь вышел,
стал балаганным паяцем.
Что начало? Что финиш?
Что такое измена?
Лучше в нос или в скулы?
Лучше в пах или в вену?
Отчего ты стал мертвым?
Ровным? Вежливо-гладким?
Кто тебя сделал тенью?
Кто растворил без остатка?
Прячься. Времени мало.
Прячься пока не поздно.
Ветер толкает в спину,
грудь царапают звезды,
и на ботинках тает
каша крупой кровавой.
Прячься пока не поздно.
Прячься. Времени мало.

«Интро» — самая зловещая и беспокойная песня в альбоме. Снова осень и снова звезды, но осень — поздняя, с кровавой крупой под ногами, жестокая, злая и жадная до страданий; звезды во всей красе падают в лужи, униженные, разбитые, обреченные раствориться в кровавой каше. Интенсивный ритм и нагнетающие повторы предостережений командным тоном создают ощущение погони, как будто герою угрожает расправа. Перед нами история падения героя, который распластался словно звезда в грязи, стал балаганным паяцем — шутом на потребу праздной толпе. Он тоже когда — то (осенью, в период зрелости и возрастного кризиса) стоял на обрыве, лишившись опоры жизни. Но побоялся смерти, смалодушничал и решил остаться в живых, пусть без крыльев и с мертвенно бледным ртом, как у покойника. Автор рисует смерть при жизни, по сути, продолжение «Джаггера»: что будет, если отказаться от призвания? К чему приведет измена самому себе?

Герой «сгладил все углы», как в песне Би-2 на эту же тему, растворился без остатка, но не все еще потеряно, раз травля не закончена. Даже тень хотят стереть с лица земли враждебные силы, те самые жернова и рутина, которые приобретают звериный оскал и пожирают свою жертву, постепенно лишая ее свободы и права выбора. «Лучше в нос или в скулы?»- вот и весь выбор.

Природа — тоже злая, предательская сила, бьет в спину, пытаясь смешать с гнилой жижей под ногами, где кровь падших смешивается с талым снегом и размокшей листвой, где валяются сбитые звезды и царапают выбитые из строя сердца.

О чем песня Дианы Арбениной «История»?

Текст песни «История»

Мы с тобой огни, нас не разрешают жечь.
Больно только тем, кто боится умереть!
Но если ты — слабак, сожми себя в кулак.
И не проси, и не проси!
И я пишу свою историю.
Собаки лают, а мне здорово.
И постоянно пахнет порохом молва.
На небе все давно устроено, один и в поле будет воином!
И я пишу свою историю сама!
А когда придут, за тобой придут — ты встреть!
Облако взойдет в небеса, и будет медь!
И если суждено — погибни, как герой.
Но не проси, но не проси!

В «Истории» автор продолжает тему смерти физической и гибели духовной, поднятую в «Интро» и «Джаггере». Лирический герой не боится уйти из жизни, если только в смерти обретаются крылья. Ему не больно гореть и освещать пути, согревать сердца своим пламенем, ведь сгореть – не самое страшное, дух его обретет вечную жизнь. По-настоящему мертвые – это те, кто потухли или не зажигались вовсе. В русской рок-поэзии пламя традиционно символизирует призвание («Гореть» группа Люмен, «Костер» группа Машина Времени и другие примеры).

Устами Воланда Булгаков говорил: «…Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут». Этот же посыл повторяет Диана Арбенина: даже «слабаку» не стоит унижать себя и клянчить что бы то ни было, особенно, у сильных мира сего. Героиня (представительница слабого пола) пишет свою историю сама несмотря на лай собак и пороховую молву. Автор – не торговец, у него не «собаки лают — караван идет», а «мне здорово», то есть он счастлив выжечь себя дотла, исполнить предназначение (на небе ведь все давно устроено) и не остановится перед лаем и ропотом (который лишь больше его воспламеняет в силу того, что отдает порохом). Народная мудрость гласит, что «один в поле не воин», потому что на открытом месте солдат не защищен, не может сделать засаду или ловушку, чтобы застигнуть врагов врасплох и укрыться от их выстрелов и ударов (недаром маленькие группы партизан, орудующие в лесах, держали в страхе Наполеона, который настаивал на войне по правилам, как раз таки в поле). Но когда речь заходит о призвании, силы даются человеку свыше, один и в поле воин, ему не нужна земная помощь, если есть божественный промысел.

Беду нужно встречать у порога, собрав все свое мужество. Раз за тобой непременно придут и ничего нельзя исправить, лучше уж принять это спокойно, уверенно, достойно, как подобает герою.

Единственный вопрос, который пока не имеет ответа, это почему «Облако взойдет в небеса, и будет медь»? Мы не знаем, но очень надеемся, что узнают слушатели (или додумаемся мы).

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector