Поиск счастья в романе Замятина «Мы»

В романе Евгения Замятина наиболее ярко выражена проблема «поиск человеческого счастья». Именно эти поиски счастья и приводят человечество к той форме существования, которая изображена в антиутопии. Однако тоталитарное общество без малейшего признака свободы едва ли может знать, что это такое.

Главного героя романа Замятина зовут Д-503. Повествование ведется от его лица. Он считает жизнь современного ему общества совершенно нормальной, а себя абсолютно счастливым человеком. Его так называемая «любовь» — нумер I – 330. В ней сохранились, в отличие от Д-503, обыкновенные человеческие чувства, естественность и индивидуальность. Для Д-503 это настолько неожиданно, что он не знает, как дальше вести себя в данной ситуации. Вместе с любимой женщиной он посещает Древний Дом. Совокупность впечатлений, чувств и новых знаний, которые герой подчерпнул у I-330, приводит к тому, что он заболевает опаснейшей болезнью: у него появляется душа. Только тогда он познает истинное счастье. Он учится любить, мыслить, чувствовать заново, как будто очнулся ото сна. По мнению Замятина, это и есть подлинная радость жизни.

В новом мире I-330, как угроза общественному покою, обречена на смерть. Главный герой после операции по удалению фантазии получает свое гармоничное благоустройство биоробота взамен человеческого счастья. Автор тонко подметил, что человек без воображения не умеет мечтать, а значит, не станет стремиться к счастью. Он просто не представляет, что это такое. Тоталитарному государству нечего бояться такого гражданина: он – всего лишь винтик во всеобщем механизме. Такую же подмену демонстрирует Хаксли в своем романе «О дивный, новый мир»: Линайна меняет любовь на комфорт. Она – лишь оболочка для гипнопедической мудрости, которая является лишь продуктом в обществе суперпотребления.

Оба автора бьют тревогу: люди путают счастье и комфорт. Как много наших современников совершают подобную ошибку! Они сутками напролет сидят на нелюбимых работах ради того, чтобы в выходные сходить в Леруа Мерлен за очередными ковриками для ванны. Они покупают квартиру, машину, мебель, все это в кредит, добровольно навешивая на себя рабское ярмо. Такие граждане – враги своей страны. Они полностью управляемы и равнодушны к родине, так как бояться менять что-то к лучшему, бояться выступить за свои права, проявить себя. «Мало ли, с работы уволят? Как кредит отдать? Чем ипотеку погасить? Как же так: я не куплю очередной диван в Икее со скидкой о,2 рубля? Нет, я против перемен» — так они рассуждают. Это мировоззрение, выраженное в поговорке: моя хата с краю – ничего не знаю. Настоящее счастье – свобода мысли, чувства и слова. Человек, который, подобно Дикарю (герою романа Хаксли), неравнодушен к судьбе мира и людей, который независим от модного тряпья и пошлых развлечений, способен стать счастливым потому, что видит и чувствует все краски и вкусы жизни. Такому счастливцу открыт высший смысл бытия, который описал еще немецкий писатель Гете в «Фаусте»: служение людям.

Таким образом, Замятин поднимает важную, на мой взгляд, проблему: содержание счастья и способы его достижения. Писатель не принимает счастье, выращенное искусственным путем. По его мнению, это не более, чем иллюзия такового. Основная мысль романа «Мы»: нельзя променять счастье на комфорт. Я полностью согласен с мнением автора. Невозможно довольствоваться тем заменителем мира, который предлагается разными авторами в антиутопиях. Человек – не машина, не продукт и не винтик в системе. Он – часть всемогущей природы – причины и следствия самой жизни. Каждый из нас должен задуматься над тем, счастлив ли он по-настоящему и что для него счастье? Чек из магазина или томик Шекспира? Правильный выбор делает человека «Я», а не «Мы», индивидуалиста, а не ведомого.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *