Жизнь старухи Изергиль: сочинение
Краткое сочинение на тему «Старуха Изергиль: образ героини»
Композиционно «Старуха Изергиль» делится на три части: легенда о Ларре, жизнь самой Изергиль и легенда о Данко. И центральной частью рассказа является именно автобиография старухи, из истории которой мы видим, как она пришла к идеям свободолюбия и «умению жить». Образ её противоречив: она делится с автором большим количеством приятных и неприятных воспоминаний, говорит о великих людях и великой жизни, но не испытывает ни радости, ни горя, ни воодушевления. «Черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание»,- говорит рассказчик.
Рисуя внешность Изергиль, автор подчеркивает её старческую безобразность, используя для этого соответствующие тропы: «сухие, потрескавшиеся губы», «сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы», «черные ямы» на щеках, лицо, «изрезанное морщинами». Он сравнивает её с живым скелетом. И это очень показательное изображение. Сама старуха говорит ему следующие слова: «Здоровья всегда хватит на жизнь. Здоровье! Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? Здоровье — то же золото»,- и свое «золото» она истратила почти полностью, не жалея об этом и спокойно принимая свой внешний вид, «иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень.»
Основная характеристика Старухи Изергиль — повествование об многих историях ее любви, каждая из которых разная и по-своему раскрывает характер героини. Еще девушкой она была искренней и честной: если любила, то бросалась в омут с головой, если охладевала, то ничего не заставило бы её быть рядом с нелюбимым: ни увещевания, ни угрозы. Она говорит: «Сначала все уговаривал меня и грозил бросить в воду, а потом — ничего, пристал к ним и другую завел…». У Горького все цыганки такие: что дочь Макара Чудры, Нонка, что горделивая Радда — скорее умрут, чем будут в неволе. При этом такие женщины — не чета обычным. Они активные, жизнелюбивые, деятельные, хотят чувствовать вкус жизни, до конца испить её чашу, а не прозябать на шее у мужчины, угождая ему или воспитывая детей.
«А то еще турка любила я. В гареме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, — ничего… Но скучно стало…— всё женщины, женщины… Восемь было их у него… Целый день едят, спят и болтают глупые речи… Или ругаются, квохчут, как курицы…» – рассказывает героиня. Такие женщины сильны духом и подготовлены к жизни, они порывистые и легкие на подъем, но в то же время сохраняющие свою честь и руководствующиеся своими желаниями: «Да, выгнала я его, хотя он и говорил, что продал все земли свои, и дома, и коней, чтобы осыпать меня золотом». Позже старуха рассказывает про «рубленого поляка», который оказался ей милее богатого и щедрого пана, потому что первый был очень похож на старуху по мироощущению и пониманию.
Она понимает и осознает, что такое героизм, и точно знает, что для нее важнее: оставить после себя тень или жить скучно, пусть и купаясь в золоте. «В жизни всегда есть место подвигам»,- самая знаменитая фраза Изергиль, которая красной нитью проходит через все произведение. Именно эта мысль объединяет все истории старухи. Мысль о свободе, собственном пути, силе духа и жажде жизни. «Красивые всегда смелы»,- мудро заключает Изергиль, но, наверное, более верным будет сказать, что смелые всегда красивы. Она отжила свой век так, как смогла и посчитала нужным, пробуя на вкус всю его сладость и горечь, «таких две жизней за одну», как писал Лермонтов. Это самый чистый романтизм, которому все же, как и подвигам, есть место в нашей жизни.
Автор: Никита Мигулин