Краткое содержание рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль»
Произведение «Старуха Изергиль» знаменитого отечественного писателя Максима Горького входит в курс русской литературы общеобразовательной школы и изучается в 11 классе. Сайт Литерагуру представляет своим читателям лаконичное содержание рассказа «Старуха Изергиль» в 3 частях. Конечно, сокращенный вариант не столько эмоционален, как текст оригинала, но в нем по порядку изложены все наиболее важные события и детали. Это даст возможность старшеклассникам и студентам за более короткое время подготовиться к занятиям и литературным проектам по творчеству Максима Горького.
Глава 1 О Ларре
В первой главе повествуется об одном из главных героев – Ларре.
О нем рассказывает пожилая цыганка Изергиль, когда автор встретился с ней вечером. Они были под виноградными лозами, дающими спасательную тень от палящего солнца, и вскоре остались вдвоем, а рабочие отправились к морю. Люди не переносили зной.
Старуха рассматривала облака, которыми затянуло небосвод, и сказала, что это Ларра летает в небе. Она также заметила, что ее собеседника заинтересовали слова о Ларре, и тогда женщина поведала ему об этой очень старой и интересной легенде. Эта история породила другие истории, ставшие тоже легендами.
Итак, легенда о Ларре. Ларра был отпрыском орла и похищенной им девушки, которая была красива и привлекательна. Орел выкрал ее, когда та была совсем еще юной, и принес в свой край, в котором девушка провела более двадцати лет своей жизни. О ней ничего не было известно, кто-то считал ее пропавшей без вести, а кто-то полагал, что ее нет в живых. Но женщина вернулась, однако совсем не такой, какой ее похитил орел. Она больше не была красавицей, даже наоборот – была какой-то высохшей и измученной, в ней было больше уродства, чем неприглядности.
Сын вырос под стать своему отцу – он был очень горделив и высокомерен, любил свободу и возвышал себя над остальными. Даже старейшин села он не слушался, более того, вел себя нагло и дерзко и с ними. Со временем им такое отношение надоело, и те потребовали, чтобы он ушел из их деревни. Ларра и в этом деле показал, что считает всех вокруг себя ниже – он попытался обнять девушку, которой это не понравилось, и она, вместо того, чтобы оказаться в его объятиях, оттолкнула парня. Демонстрация силы характеров закончилась гибелью девушки от руки Ларры. Более того, Ларра сделал это прилюдно, никого не стесняясь.
Жители деревни стали думать и гадать, что с ним делать за убийство девушки. Повод для раздумий серьезный – какое же наказание понесет убийца? Думу думали о том долго, поднимался вопрос о казни преступника, однако в ходе разговора с Ларрой поняли, что это лишнее, и что парень обречен на несчастливую жизнь. Его эгоизм не знал границ, он ни о чем не думал – ни о последствиях, ни о том, что он вообще делает. Люди, допрашивая Ларру, пришли к выводу, что он даже не считал, что совершенное им убийство – ужасно. Он считал себя лучше любого человека, и что ему можно все, раз он выше и лучше людей.
Но старейшины деревни придумали, как наказать юнца, возомнившего себя сверхчеловеком. Они не стали ничего ему делать, отпустили на свободу. С той поры сын орла и прекрасной женщины остался наедине с самим собой. Люди не обращали на него внимания вообще, будто его и не было вовсе, и какие бы поступки он не совершал – будь то кража домашней живности, либо же другие проявления дурного нрава. Поспособствовал наказанию Ларры и Всевышний – Бог наделил Ларру вечной жизнью, которая проходила в постоянных скитаниях. И наказание свершилось так, как и должно быть – данная вольница для Ларры обернулась полноценным проклятием, которое длилось для него вечность. И он уже относился к возможной своей гибели безразлично.
Ларра начал понимать жизнь, но уже было слишком поздно – ему бумерангом вернулось все то плохое, что он делал для людей. Он даже осознал смысл жизни, но это теперь не было нужно, так как Ларра был уже наказан за содеянное вечной жизнью в одиночестве. Наказание такое он понес за гордыню, которая затмевала в нем все, и отступила лишь тогда, когда он стал понимать простые человеческие ценности, но постичь ему их было не дано.
И теперь образ жизни Ларры был таков – в мире живых его никто не замечает, будто и нет его вовсе, а умереть он не может. Из-за этого Ларра стал бродить по всему миру, чтобы найти свой покой.
Здесь пожилая женщина прервала свой рассказ, она услышала печальную и красивую песню и заслушалась. После чего у нее возникло желание рассказать собеседнику еще одну историю. Это была несколько похожая история, она была такой же увлекательной, однако с более ярко выраженным поучительным характером. Рассказчик был этому рад.
Глава 2. Об Изергиль
В этой истории Изергиль поведала о любви. На нее мужчины в молодости были падки, ее любили по-настоящему, и она отвечала им тем же. Изергиль в молодости была наивной, и считала каждого мужчину в своей жизни героем, и думала, что с этим героем она и построит свое счастливое будущее, а чувства, которые между ними появились, останутся с ними до самой смерти. Однако ей всякий раз не везло, и с каждым разом было лишь хуже и хуже. Для нее это оборачивалось разочарованием, и она называла это суровой реальностью.
В поисках кандидата на совместную жизнь шли годы. В жизни Изергиль было много разных мужчин, но никто из них не стал тем самым, с кем бы она жила долго и счастливо, и с кем связала бы она свою судьбу. Жила в ту пору Изергиль своими эмоциями, они управляли ее рассудком, и именно под их влиянием она шла на любые поступки. Из-за эмоций она была готова даже убить ради любви, ведь для нее возникшее чувство, каким бы оно не было, становилось вечным и незыблемым. Если же это чувство в жизни девушки было мимолетным, то она не предпринимала попыток вернуть его, так как считала, что оно утрачено безвозвратно. Но тому чувству, которое ею овладевало, она отдавалась полностью и без остатка, за что была очень не любима женами тех мужчин, с которыми у нее была любовная связь. Женщинами овладевала ревность, и одна настолько поддалась этому чувству, что попыталась убить Изергиль. Попытка успехом не увенчалась – девушке удалось выжить. В этом есть заслуга и постороннего человека – ей помогла монахиня, которая пожалела раненую девушку, и помогла ей, подлечила ее. Однако за спасение жизни Изергиль отплатила жалостливой богослужительнице черной неблагодарностью – она сбежала с ее братом к себе на родину. Но их счастье было недолгим – брат монашки вел себя грубо по отношению к ней, и Изергиль без лишних церемоний избавилась от него, сбросив в реку. Тогда для нее представлял интерес уже другой мужчина.
Но, того самого мужчину, с которым она проведет всю свою жизнь счастливо, ей так и не довелось встретить. Хотя со временем она стала думать о более насущных ценностях жизни – о создании своей семьи, о детях и семейном очаге. Но годы шли лишь вперед, унося ее время прочь.
Наконец все же Изергиль довелось сочетаться браком, и этот брак был счастливым для нее, она прожила замужем много лет счастливо. Но и тут счастье оборвалось со смертью супруга.
По этой причине старуху Изергиль и терзала ностальгия по уже прожитым годам, когда она была молода, полна сил и красива, но прожила эту пору в пустой суете. И ее не оставляют мысли о том, что все можно было легко исправить, и жизнь бы ее пошла совсем по-другому.
Однако уже ничего нельзя было исправить, и все было так, как сложилось. Теперь старуха Изергиль некрасивая, старая и слабая, и остаток жизни она проживает в одиночестве.
На этом она закончила историю своей жизни, и они уже было собрались пойти домой, но тут Изергиль увидела огни голубого цвета, которые разгорелись вдалеке.
Старухе эти огни напомнили еще одну историю. Это была тоже поучительная история, однако, с еще более трагическим финалом.
Глава 3. О Данко
Это была легенда о Данко, вырвавшем из груди свое пылающее сердце, и им, подобно факелу, осветившим путь людям, которых он вел за собой из темного леса.
Сначала старуха рассказала о жителях гор, живших радостно, гордо и бесстрашно. Они всегда жили среди леса, который окружал их с трех сторон. Однако их жизнь изменилась с приходом других племен. Те стали теснить горцев в леса, и горцы устремились вглубь лесов, уходя от чужаков, и попали в болото. Убегали они не потому, что боялись дать бой чужакам, а потому, что для них убить – грех, религия запрещала.
Они ослабли и духовно, и физически, и до того дошло, что они решились сдаться чужакам, но вмешался Данко. Это был один из горских юношей, и выступил он с предложением пойти через лес напролом, и в качестве аргумента своей правоты сказал, что лес не бесконечен, и когда-нибудь, да кончится.
Юноша говорил уверенно и пылко, и его слова зажгли в людях надежду, и они пошли за ним. Путь их был нелегок и тяжел, они обозлились на Данко, причем настолько, что даже заговорили о том, как убить его. Данко же сильно тяготился тем, что не может ничем помочь своим соплеменникам. Еще его угнетало то, что именно он предложил людям пойти за ним, и сделал только хуже.
И Данко решил пойти на крайние меры от отчаяния – он вырвал из груди сердце, которое запылало ярким огнем, освещая все вокруг, и повел людей вперед, а они пошли за ним.
Наконец горцы вышли в степь, по которой они соскучились. Данко успел увидеть, что его труды не были напрасны, и скончался. Люди не обратили внимания на тело героя, кроме одного мужчины, который, опасаясь чего-то, известного только ему, растоптал полыхающее сердце Данко. И оно погасло.
На этом и третья история, которую поведала старая цыганка автору-рассказчику, закончилась. Сам герой-рассказчик и все вокруг Изергиль словно застыло, настолько всех очаровал героизм Данко и потряс финал истории – как неблагодарно обошлись с ним люди, которых он спас, принеся себя в жертву ради того, чтобы жили они.