Юмористическая фантастика для самых остроумных читателей

Жанр юмористической фантастики относится к стезе фантастической литературы и даже фэнтези. Единственное, что отличает ее от других жанров данного направления – использование юмористического элемента в повествовании. Античная литература стала своего рода прародителем жанра, соединяющего в себе комическое и фантастическое, и многим позже писатели разных эпох продолжали работать в этом направлении. Для наших остроумных читателей мы представляем список must-read произведений в жанре юмористической фантастики.

Книги, зародившие жанр

  1. Апулей «Метаморфозы» или «Золотой осел». Особенное распространение юмористическая фантастика получила сравнительно недавно (в России этот «бум» пришелся на 70е–90е годы), однако еще античные авторы в своих произведениях разбавляли фантастические события комическими вставками. Так, например, древнеримский писатель Апулей в своем огромном романе «Метаморфозы» или «Золотой осел» рассказывает об удивительных приключениях увлеченного колдовством и магией юноши Луция, которого ведьма превращает в осла. Хоть роман несет поучительный характер и повествует о падении нравов и отсутствии морали в обществе, юмор все же остается неотъемлемой его частью.
  2. Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Набивший оскомину, экранизированный и переизданный несколько раз роман по праву можно считать родоначальником жанра юмористической фантастики. Автор вслед за писателями античности с помощью обличительной сатиры и фантастических образов высмеивает пороки современного общества, отправляя своего героя в путешествия по разным мирам. Искушенный читатель, так или иначе, знаком с содержанием этого произведения, а уж о приключениях Гулливера в стране лилипутов читал каждый. Но все-таки стоит дочитать этот роман до конца, потому что именно тогда идея и посыл автора понимаются целостнее.

Русская классика

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Обличительные произведения Салтыкова-Щедрина – колыбель отечественной сатирической фантастики и юмористической фантастики в общем. Основой романа служит некая летопись города Глупова, из которой автор-рассказчик узнает о происхождении глуповцев (жителей Глупова) и о выдающихся градоначальниках города. Все градоначальники имеют реальные прототипы правителей Русской Империи, поэтому данный роман заинтересует читателей, увлекающихся хронологией российской действительности. «История одного города» — знаковое произведение не только для развития жанра юмористической фантастики в России, но и для отечественной литературы вообще.
  2. М.А. Булгаков «Роковые яйца». Булгаков поистине является классиком русской фантастики – удивительные сюжеты, новые миры, остроумные, а иногда даже безумные персонажи выделили его на писательском поприще 20 в. «Роковые яйца» — повесть на грани научной фантастики, но все же приправленная особенным юмором писателя. Однако в глубине смешной истории скрыт глубокий трагизм и размышления автора об ответственности ученого и бесстрашной невежественности обывателя.

Современные зарубежные

  1. Т. Пратчетт цикл «Плоский мир». В случае с Пратчеттом сложно обойтись одной книгой, так как весь цикл «Плоский мир» объединен одной тематикой и состоит более чем из 40 произведений. Хоть первые произведения цикла были больше пародийными и лишь имитировали жанр фэнтези, но последующие становились все более и более серьезными – в них автор описывал 2D мир с аналогичными в реальном мире проблемами (магические загрязнения и проблемы утилизации магических отходов). И, конечно, не обошлось и без тонкого юмора, присущего всему творчеству писателя и обличающего проблемы не только выдуманного, но и нашего мира. Можно ознакомиться стоит со всем циклом или хотя бы с его частью, но все же особое внимание нужно обратить на книгу «Стража! Стража!» из подцикла о Страже, так она вошла в топ-200 лучших книг по версии ВВС.
  2. Д. Адамс «Автостопом по галактике». В 1984 литературная «трилогия в пяти книгах» «Автостопом по галактике» возглавила список бестселлеров Великобритании и имела феноменальный успех не только на родине, но и за рубежом. Этот цикл самобытно обаятелен – в нем остроумные шутки, нескучное повествование и, конечно, фантастический мир. Произведение стало поистине культовым, его экранизация окупила себя дважды, на основе романов создавались даже компьютерные игры, а цитаты из книг то и дело проскальзывают в песнях популярных групп современности (Radiohead, Coldplay и др.). А после прочтения число 42 неизбежно обретет для читателя новые смыслы.
  3. Н. Гейман «Никогде». Наверное, нет читателя, которого обошли стороной разговоры о нашумевших произведениях Нила Геймана «Американские боги», «Коралина» и «Песочный человек». Писатель ухитряется создавать романы для широкого спектра читателей: от детей до взрослых, от любителей кошмарных хорроров до тех, кто предпочитает легкие сказки. Однако изящный юмор – та черта, которая заставляет людей раз за разом зачитываться этими фантастическими произведениями. «Никогде» пронизан черным юмором, который может прийтись по вкусу не каждому, но с помощью которого автор точно и безжалостно показывает нам изнанку современного мира. Гейман создает параллельный мир подобный Лондону, населяет его невероятными персонажами и сталкивает их с силами более могущественными, близкими к богу. После таких увлекательных приключений, обычный людской мир будет казаться скучным и серым.

Современные отечественные

  1. Братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу». Стругацкие стали своеобразным символом современной русской фантастики – из-под их пера вышло немало культовых произведений, которые до сих пор не отпускают читателей из своих выдуманных миров. Трехчастная повесть «Понедельник начинается в субботу» рассказывает о приключениях программиста Александра Привалова, который встречает персонажей сказок, магов, джинов и даже путешествует во времени. В этом произведении авторы заключили мечту советского человека проникнуть в тайны Вселенной, посвятить всего себя научному творчеству. Также они высмеивают современную бюрократию, невежество, жуликов в научной сфере, используя сатиру и иронию.
  2. К. Булычев «Чудеса в Гусляре». Еще один яркий писать-фантаст под псевдонимом Кир Булычев начал свою карьеру со сборника рассказов «Чудеса в Гусляре». Великий Гусляр – вымышленный город, в котором происходят загадочные и фантастические вещи, это своего рода русский Night Vale. Главные герои историй – обычные жители, которым даже в самых невероятных ситуациях приходится оставаться людьми и поступать, как люди. Рассказы написаны легко и юмором, поэтому от них сложно устать, но, тем не менее, писатель поднимает важные и заботящие каждого вопросы о человечности и ее границах.
  3. Т.Н. Толстая «Кысь». Нашумевший пост-модернистский роман Толстая писала 14 лет. В сюжете романа – события после ядерной войны в России. Взрыв разделяет время на «до» и «после». Людей, живших до взрыва, называют «прежними», потому что мир поменялся, мутировал, он полон страхов и неизвестности. В сознании главного героя Бенедикта часто фигурирует образ страшного существа Кыси и сопровождает его на протяжении всего действия романа-антиутопии. Все повествование пропитано тонкой иронией и зачастую грубой сатирой. Но произведение будет также интересно с лингвистической точки зрения – оно полно просторечий, ненормативной лексики, герои говорят на особом выдуманном диалекте, и в их речи то и дело проскальзывают неологизмы, устаревшие слова и вкрапления из разных диалектов русского языка.

Автор: Динара Зинатулина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *