Юмористическая фантастика для самых остроумных читателей
Жанр юмористической фантастики относится к стезе фантастической литературы и даже фэнтези. Единственное, что отличает ее от других жанров данного направления – использование юмористического элемента в повествовании. Античная литература стала своего рода прародителем жанра, соединяющего в себе комическое и фантастическое, и многим позже писатели разных эпох продолжали работать в этом направлении. Для наших остроумных читателей мы представляем список must-read произведений в жанре юмористической фантастики.
Содержание:
Книги, зародившие жанр
- Апулей «Метаморфозы» или «Золотой осел». Особенное распространение юмористическая фантастика получила сравнительно недавно (в России этот «бум» пришелся на 70е–90е годы), однако еще античные авторы в своих произведениях разбавляли фантастические события комическими вставками. Так, например, древнеримский писатель Апулей в своем огромном романе «Метаморфозы» или «Золотой осел» рассказывает об удивительных приключениях увлеченного колдовством и магией юноши Луция, которого ведьма превращает в осла. Хоть роман несет поучительный характер и повествует о падении нравов и отсутствии морали в обществе, юмор все же остается неотъемлемой его частью.
- Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Набивший оскомину, экранизированный и переизданный несколько раз роман по праву можно считать родоначальником жанра юмористической фантастики. Автор вслед за писателями античности с помощью обличительной сатиры и фантастических образов высмеивает пороки современного общества, отправляя своего героя в путешествия по разным мирам. Искушенный читатель, так или иначе, знаком с содержанием этого произведения, а уж о приключениях Гулливера в стране лилипутов читал каждый. Но все-таки стоит дочитать этот роман до конца, потому что именно тогда идея и посыл автора понимаются целостнее.
Русская классика
- М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Обличительные произведения Салтыкова-Щедрина – колыбель отечественной сатирической фантастики и юмористической фантастики в общем. Основой романа служит некая летопись города Глупова, из которой автор-рассказчик узнает о происхождении глуповцев (жителей Глупова) и о выдающихся градоначальниках города. Все градоначальники имеют реальные прототипы правителей Русской Империи, поэтому данный роман заинтересует читателей, увлекающихся хронологией российской действительности. «История одного города» — знаковое произведение не только для развития жанра юмористической фантастики в России, но и для отечественной литературы вообще.
- М.А. Булгаков «Роковые яйца». Булгаков поистине является классиком русской фантастики – удивительные сюжеты, новые миры, остроумные, а иногда даже безумные персонажи выделили его на писательском поприще 20 в. «Роковые яйца» — повесть на грани научной фантастики, но все же приправленная особенным юмором писателя. Однако в глубине смешной истории скрыт глубокий трагизм и размышления автора об ответственности ученого и бесстрашной невежественности обывателя.
Современные зарубежные
- Т. Пратчетт цикл «Плоский мир». В случае с Пратчеттом сложно обойтись одной книгой, так как весь цикл «Плоский мир» объединен одной тематикой и состоит более чем из 40 произведений. Хоть первые произведения цикла были больше пародийными и лишь имитировали жанр фэнтези, но последующие становились все более и более серьезными – в них автор описывал 2D мир с аналогичными в реальном мире проблемами (магические загрязнения и проблемы утилизации магических отходов). И, конечно, не обошлось и без тонкого юмора, присущего всему творчеству писателя и обличающего проблемы не только выдуманного, но и нашего мира. Можно ознакомиться стоит со всем циклом или хотя бы с его частью, но все же особое внимание нужно обратить на книгу «Стража! Стража!» из подцикла о Страже, так она вошла в топ-200 лучших книг по версии ВВС.
- Д. Адамс «Автостопом по галактике». В 1984 литературная «трилогия в пяти книгах» «Автостопом по галактике» возглавила список бестселлеров Великобритании и имела феноменальный успех не только на родине, но и за рубежом. Этот цикл самобытно обаятелен – в нем остроумные шутки, нескучное повествование и, конечно, фантастический мир. Произведение стало поистине культовым, его экранизация окупила себя дважды, на основе романов создавались даже компьютерные игры, а цитаты из книг то и дело проскальзывают в песнях популярных групп современности (Radiohead, Coldplay и др.). А после прочтения число 42 неизбежно обретет для читателя новые смыслы.
- Н. Гейман «Никогде». Наверное, нет читателя, которого обошли стороной разговоры о нашумевших произведениях Нила Геймана «Американские боги», «Коралина» и «Песочный человек». Писатель ухитряется создавать романы для широкого спектра читателей: от детей до взрослых, от любителей кошмарных хорроров до тех, кто предпочитает легкие сказки. Однако изящный юмор – та черта, которая заставляет людей раз за разом зачитываться этими фантастическими произведениями. «Никогде» пронизан черным юмором, который может прийтись по вкусу не каждому, но с помощью которого автор точно и безжалостно показывает нам изнанку современного мира. Гейман создает параллельный мир подобный Лондону, населяет его невероятными персонажами и сталкивает их с силами более могущественными, близкими к богу. После таких увлекательных приключений, обычный людской мир будет казаться скучным и серым.
Современные отечественные
- Братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу». Стругацкие стали своеобразным символом современной русской фантастики – из-под их пера вышло немало культовых произведений, которые до сих пор не отпускают читателей из своих выдуманных миров. Трехчастная повесть «Понедельник начинается в субботу» рассказывает о приключениях программиста Александра Привалова, который встречает персонажей сказок, магов, джинов и даже путешествует во времени. В этом произведении авторы заключили мечту советского человека проникнуть в тайны Вселенной, посвятить всего себя научному творчеству. Также они высмеивают современную бюрократию, невежество, жуликов в научной сфере, используя сатиру и иронию.
- К. Булычев «Чудеса в Гусляре». Еще один яркий писать-фантаст под псевдонимом Кир Булычев начал свою карьеру со сборника рассказов «Чудеса в Гусляре». Великий Гусляр – вымышленный город, в котором происходят загадочные и фантастические вещи, это своего рода русский Night Vale. Главные герои историй – обычные жители, которым даже в самых невероятных ситуациях приходится оставаться людьми и поступать, как люди. Рассказы написаны легко и юмором, поэтому от них сложно устать, но, тем не менее, писатель поднимает важные и заботящие каждого вопросы о человечности и ее границах.
- Т.Н. Толстая «Кысь». Нашумевший пост-модернистский роман Толстая писала 14 лет. В сюжете романа – события после ядерной войны в России. Взрыв разделяет время на «до» и «после». Людей, живших до взрыва, называют «прежними», потому что мир поменялся, мутировал, он полон страхов и неизвестности. В сознании главного героя Бенедикта часто фигурирует образ страшного существа Кыси и сопровождает его на протяжении всего действия романа-антиутопии. Все повествование пропитано тонкой иронией и зачастую грубой сатирой. Но произведение будет также интересно с лингвистической точки зрения – оно полно просторечий, ненормативной лексики, герои говорят на особом выдуманном диалекте, и в их речи то и дело проскальзывают неологизмы, устаревшие слова и вкрапления из разных диалектов русского языка.
Автор: Динара Зинатулина