Тот шагает быстрее, кто шагает один

(350 слов) В истории и искусстве перед нами предстаёт целая череда великих людей и гениев. Мы склонны восхищаться их свершениями или, наоборот, осуждать их преступления, а иногда и то, и другое сразу. Но общество, видя лишь образ, а не человеческую личность, зачастую забывает, что участь вершителей человеческой истории — одиночество и непонимание. Не мало примеров подобного есть и в русской литературе.

Так, А.Н. Рыбаков в романе «Дети Арбата» раскрывает перед читателем личность самого Иосифа Сталина. Образ, созданный писателем, противоречив, но не оставляет сомнений в выдающихся способностях этой исторической фигуры. Начитанный, патриотичный, дальновидный и трудолюбивый политик нацелен на укрепление России любой ценой. Но с самого первого появления героя Рыбаков подчёркивает его одиночество. Много лет ведя жестокую борьбу за власть, Сталин стал замкнутым и подозрительным человеком. Самоубийство жены, которая была ему действительно дорога, только подлило масло в огонь. Чувствуя себя в окружении врагов, он провоцирует начало репрессий, погружая страну в страх и, наравне с предателями и карьеристами, губя действительно верных и полезных для страны граждан. Веря только в себя и свои силы, Сталин отказывается слушать любую альтернативную точку зрения. Но он не всеведущ, а потому совершает множество грубых ошибок, которые дорого обошлись советскому народу. Рыбаков показывает, как выдающийся, но закостенелый и бесконечно самоуверенный человек может привести к катастрофе всю страну.

Ф.М. Достоевский в «Преступлении и наказании» жестоко высмеивает саму идею «выдающейся личности». Его герой — Родион Раскольников, совершив двойное убийство ради благой цели, надеялся возвыситься над серой массой, стать тем «кто право имеет». Но на деле он не испытывает ничего, кроме чудовищных нравственных мучений. Убив человека, Раскольников действительно переступает черту, которая отделяет его от остальных людей, но там его ждало только одиночество. Терзаемый совестью, не имея возможности ни с кем посоветоваться, Родион вскоре понимает, что он не гений, а обычный преступник. Когда он, наконец, открывается Софье Мармеладовой, она убеждает его сдаться полиции и отправиться в ссылку, где герой обретает душевный покой и отрекается от своих прошлых взглядов.

Русские писатели весьма скептически относились к идее великих людей. И если Рыбаков лишь предостерегает от слепой веры в себя и эгоцентризма, то Достоевский открыто высмеивает и осуждает «тех, кто право имеет», признавая лишь власть Бога, а не отдельного человека.

Автор: Михаил Щепин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector