Сочинение: Воскрешение Лазаря в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

“Я не могу и не хочу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.” — эти слова Федора Михайловича Достоевского могли бы стать хорошим эпиграфом к многим сочинениям этого великого автора. В его творчестве тема борьбы между добром и злом в человеческой душе часто занимает центральное место. “Преступление и наказание” как раз одна из таких книг.

Роман писался Достоевским в атмосфере революционных настроений, бушевавших в то время в российском обществе. Революцию считали единственным эффективным и доступным выходом из сложившейся ситуации, который позволит быстро изменить государственное устройство и двигаться по пути кардинальных изменений, так необходимых стране и обществу в целом. Но, прочитав “Преступление и наказание”, мы понимаем, что автор не поддерживает позицию быстрых и кардинальных перемен насильственным путём, для него добро и насилие несовместимы. Если совершить революцию кровавым путём, то ничего хорошего из этого не получится, считает Фёдор Михайлович. И его великий роман не раз подтверждает его точку зрения, где он размышляет о грядущей судьбе своей Родины, пользуясь для этого библейскими легендами и образами. 

Одно из особенных мест в романе занимает эпизод с чтением Соней Нового Завета. Это часть романа — ключевая для понимания всего замысла произведения. Здесь мы понимаем, что по мнению автора человек может обрести настоящую мудрость и приблизиться к Богу только лишь пройдя через череду тяжелейших испытаний. Только через страдания можно понять Бога, говорит Достоевский. После покаяния и переосмысления всегда следует очищение и возрождение души. И тут мы понимаем, что Раскольников не просто так выбрал именно воскрешение Лазаря из всех других эпизодов Библии, ведь только после этого происшествия люди окончательно поверили в то, что Христос — сын Божий. Там же герой, возможно неосознанно, начинает готовиться к духовному исцелению через покаяние, он хочет признаться Соне и рассказать о своей вине: «Если же приду завтра, то скажу тебе, кто убил Лизавету».

Есть ещё один знаковый момент в этом эпизоде, он заключается в столкновении теории Раскольникова с христианскими ценностями, которые свято чтит и которым следует Соня. Он даже решается на довольно провокационный вопрос относительно её веры, дескать, что тебе делает Господь, чем заслужил такое трепетное поклонение. На что Соня отвечает ему довольно резко: «Все делает!». Родион задумался над её словами и был удивлён силой её веры, которая давала этой хрупкой девушке из года в год силы на преодоление всех трудностей, на веру в лучшее будущее. Вера помогает Соне не наложить на себя руки, в ней она видит для себя утешение и спасение. 

Но библейские ассоциации и частые отсылки к Лазарю не прекращаются и далее в судьбе Раскольникова. Мы можем встретить их на протяжении всего романа. Благодаря таким отсылкам мы можем глубже понять и прочувствовать многие описания автора. Например, комната Родиона не раз сравнивается с горбом, а награбленное у старухи-процентщицы Раскольников прячет именно под таким камнем, который напоминает надгробный. Даже тот факт, что он приходит к Соне на четвертый день после совершения преступления с мыслями о покаянии опять же говорит нам о библейском подтексте — на четвертый день произошло воскрешение. 

Подытоживая вышесказанное можно сказать, что Достоевский верит в возможность и силу очищения человека даже после совершения греха, всё это возможно при помощи веры, молитвы и покаяния. Однако, вера должна быть искренней и грехи не должны совершаться впредь. Покаявшийся человек обязан принять нравственные законы Христа и уверовать всей душой, только тогда можно рассчитывать на настоящее прощение.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector