Образ шинели в повести Гоголя
(275 слов) Каждый раз, когда разговор идёт о шинели, на ум обязательно приходит одноимённая повесть Н. В. Гоголя, а не роскошное пальто. Так происходит лишь потому, что Шинель стала символом. Благодаря ассоциативности образов, он позволяет автору оставлять элемент недосказанности. Литературный символ может быть признаком, предметом, или знаком, наполненным вторичным смыслом. Каким же скрытым смыслом наполнена шинель Акакия Акакиевича?
Прежде всего, стоит напомнить, каким человеком был её владелец. Маленьким и незначительным, в первую очередь, в своих глазах. Чтобы наполнить свою жизнь новым смыслом, Башмачкин упорно копил сбережения на новую шинель. В глазах общественности она считалась элементом престижа, поднимающим ваш ранг в глазах встречающих по одежде, а ведь у главного героя был самый скромный статус. Шинель не может сделать жизнь счастливее, и всё же, её владелец будет казаться состоятельным и успешным человеком. В моём понимании, именно это качество определяет образ шинели – ложную ценность, самообман. Когда шинель будет украдена на ровном месте, жестокая реальность сломает иллюзорный мир Башмачкина, а вместе с ним и его самого. Поле него останется лишь городская легенда, призрак, снимающий со всех шинели в поисках той самой, своей. Жизнь, прожжённая напрасно в погоне за ложными идеалами, уход в себя, отторжение реальности, всё это – шинель Гоголя.
Образ шинели в повести Гоголя, дно пьесы Горького и халат Обломова в совокупности представляют собой очень тонкую грань между иллюзией и реальным миром. Редкий автор позволяет своим персонажам её преступить. Несмотря на свою общеизвестность, образ не стал считаться собирательным (как в случае с Плюшкиным, к примеру), так как он не нашёл широкого применения в русской литературе. Но недаром Ф. М. Достоевский говорил, что «все мы вышли из «Шинели» Гоголя». Идея шинели воплотится в футляре Чехова и многих других знаковых явлениях русской литературы.
Автор: Александр Кошуба