Сочинение: Система образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Сюжет романа С. Тургенева «Отцы и дети» построен на конфликте между двумя персонажами: идейным нигилистом Евгением Базаровым и аристократом Петром Петровичем Кирсановым. Чтобы раскрыть характеры персонажей как можно глубже, автор добавляет еще одну пару второстепенных героев — Николая Петровича Кирсанова и его сына Аркадия, чей диалог также очень интересен для читателя. Тургенев рассказывает нам о развитии отношений между этими героями, показывает нам как изменяются их характеры и происходит изменение взглядов на жизнь, что и является основной задумкой автора и главной идеей произведения. 

Предлагаю более подробно разобрать характеры каждого из героев произведения. Первой особенностью, которая в то же самое служит разделительной чертой между персонажами, является деление на “отцов” и “детей”. К первой группе относятся братья Кирсановы, ко второй — Базаров и Кирсанов младший. 

Остановимся сначала на Евгении Базарове. Ему тридцать лет и его отец был “штабс-лекарем”. Такое положение в обществе позволяет ему быть выше простолюдин — простых крестьян, но и до статуса аристократа ему не дотянуться. В глубине души Базаров очень любит своих родителей, но эта любовь не находит своего выражения и никак не проявляется. Наш герой красив и молод, у него острый ум, есть харизма. Он принимает решение двигаться по стопам отца, заниматься медициной и совершенствоваться в ней. Слепая приверженность принципам кажется ему глупостью и не дальновидностью, он не признает ничего, что не приносит пользу обществу. Шедевры Рафаэля он считает пустой тратой времени, природу называет мастерской, в которой человек должен работать. Базаров с легкостью бросает людей, вне зависимости от того, насколько они были близки. Он начинает отрицать аристократичность и всё, что с ней связано, аристократию обвиняет в бесполезности и никчемности. Оппонирует ему спокойно-надменный Пётр Кирсанов, который до последнего сохраняет свою сдержанность в спорах с Евгением. Даже когда дело доходит до дуэли, его самообладание остаётся с ним. 

Что касается женщин, то Евгений Базаров здесь проявляет себя сухо и холодно, точно также, как и с другими людьми. Однако и в его жизни случается любовь, он влюбляется в Анну Одинцову и это меняет его взгляды. С ужасом он осознаёт, что в его душе появляется то, что он сам всегда осуждал и высмеивал. Это причиняет ему страдания, его идеалы терпят крах, он заболевает и это ещё сильнее усугубляет его положение. Евгений находится в разбитом состоянии, он трагически одинок. В самый последний момент, на заре своей жизни он понимает как сильно ошибался, принимает свои ошибки.

Антипод Евгения Базарова — Аркадий Кирсанов — предстаёт перед нами тихим, семейным человеком, который к тому же не лишен сентиментальности. Однако, Аркадий легко поддаётся влиянию и его захватывают идеи Базарова. Аркадий сильно привязан к отцу, что лишь подчёркивает тот факт, что даже во время учёбы он не расстается с ним. Жизнь для него — светла и ярка, наполнена прекрасными чувствами. Знакомство с Базаровым становится для него судьбоносным, его взгляды меняются под влиянием сильной личности Евгения. Душа Аркадия нежна и ранима, и он всячески скрывает это от окружающих. Однако, проницательный Базаров раскрывает его, и называет «нежной душой», а также «размазней». Но Аркадий, несмотря на молодость и ранимость, имеет свой характер, хотя его и не хватает для того, чтобы противостоять и отвечать Базарову на издевки. 

Он делает попытки защитить свою семью от обидной критики Базарова, но и это оказывается ему не по зубам. С поре он принимает то одну сторону, то другую — то вразумляет Базарова, то Кирсанова. Его разговоры с Евгением скорее похожи на диалог между учителем и учеником, нежели на дружеские беседы, но Аркадий ценит и это. Их отношения сходят на нет после дуэли между Базаровым и Петром Петровичем, а также когда у Аркадия появляются отношения с Катей. Юноша приходит в себя и понимает, что был заложником весьма сомнительных и ненадежных идей, “плоских” взглядов на жизнь. В конце романа мы видим, как Аркадий проявляет себя человеком семейным и добрым, он готов посвятить всё своё время семье. Его ценности возвращаются к нему и всё становится на своё прежнее место. Он не готов жертвовать своими идеалами ради познания другого человека, пусть даже он столь уникален как Базаров.

Николай и Павел Кирсановы также показаны нам противоположностями, с разными характерами и взглядами на жизнь. Николай обожает своего сына, но он мягок по характеру, а также податлив и романтичен. Он уважает друга своего сына Базарова. Когда возникает конфликт, Николай всеми силами пытается его загладить, но ему мешает пылкость Павла Кирсанова, который напротив, только разжигает спор. Павел со всей страстью кидается в жаркий спор и отстаивает свою позицию, будучи настоящим аристократом и либералом. Но, не смотря на пыл, ему никак не удаётся переспорить безразличного Базарова. Он старается быть холодным и убежденным в своей правоте, но раз за разом терпит неудачу, ведь его суждения наивны и плоски. Он явно глупее Евгения, который с блеском подтверждает свою образованность и гибкий ум, оперируя убеждениями и речью, постоянно побеждая оппонента. Конфликт доходит до пика, и Павел вызывает дерзкого нигилиста на дуэль, где горе-аристократ получает ранение. Это служит для него катализатором и окончательно ставит Павла Кирсанова на место. 

Все герои романа “Отцы и дети” — яркие и интересные личности, однако автор нарочно доводит некоторые их черты до абсолюта. Автор нарочно пользуется этим приёмом, чтобы действие романа развивалось более стремительно и было более наполненным смыслом. Герои меняются, растут, взаимодействуют друг с другом, открывая друг в друге новые качества, что делает их живыми и интересными для читателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector