Образ Бернарда Маркса в романе «О дивный новый мир»

Бернард Маркс – главный герой знаменитой антиутопии Олдоса Хаксли, которая, как мы видим, отчасти воплотилась в жизнь: та же сома дурманит наши головы, та же гипнопедия учит нас жить, те же разделения на касты не дают нас слышать друг друга. Образ Бернарда тоже оказался довольно таки реалистичным, ведь в нем автор воплотил игрушечную и самодовольную оппозицию, состоящую из жалких, хвастливых и трусливых  людей, которые на самом деле не способны на подвиг.

Сначала автор вводит нас в заблуждение, показывая Бернарда здравомыслящим и смелым человеком. Он замечает и презирает пороки общества, вроде бы влюблен в Линайну (в его мире это небывалое диво) и отторгает сому. Однако мы узнаем, что он не такой, как все, из-за ошибки в его создании: он – конвейерный брак нового мира, и все окружающие дают ему это понять. Он чувствует себя чужим в этом идеальном обществе, ему нет места, так как он не вписывается в понятие об Альфе, но и дельтой, гаммой или эпсилоном его никак не назовешь. В этом положении проницательному читателю легко усмотреть мотив для протеста – обида на мир, который его отторгает, и горечь уязвленного самолюбия. То есть, герой протестует не для того, чтобы сделать мир лучше, его волнует только собственная самореализация. Оппозиция для него – единственная отдушина, так как она дает ему повод возвыситься над окружающими хотя бы в своих глазах.

Чем больше страниц осталось позади, тем лучше мы понимаем истинную цену Бернарда. Испытания медными трубами он не прошел и использовал друга ради приобретения влияния и уважения тех, кого он раньше презирал. Теперь, когда женщины сами его окружали, он забыл о мнимой любви к Линайне, а когда его зауважали коллеги, которые раньше потешались над ним, он забыл и о старом друге Гельмгольце. Именно его поведение по отношению к Дикарю демонстрирует нам истинную цель его протеста – удовлетворить свою жажду признания. За это он продает Джона, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Из-за пиар-кампании, которую затеял Маркс,  Дикаря уже не оставят в покое вплоть до его самоубийства.

В финале произведения образ Бернарда полностью деградирует: он открыто отрекся от своих друзей, бросил их в беде и униженно молил о пощаде того, кого презирал на словах. Автор безжалостно разрушил то положительное впечатление, которое создавал в начале романа. Маркс оказался даже хуже, чем его неразумные собратья. Он предал всех, кому был дорог, и все ради того, чтобы остаться на месте, которое он ненавидел всей душой. Эта рабская боязнь за собственную шкуру и повальное лицемерие так свойственны многим оппозиционным политикам, эксплуатирующим идеи борьбы с властью. Их типаж Олдос Хаксли описал в характеристике Бернарда Маркса, которого, кстати, назвал именем известного мыслителя. Но Маркс лишь «наговорил» этот террор, лично никак не участвуя. Так и герой много говорил, но сделать ничего не смог. И не захотел.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector