Сочинение: Природа в поэме «Мцыри» (М. Ю. Лермонтов)

«Мцыри» — наиболее яркая романтическая поэма, которую М.Ю.Лермонтов написал на пике своего творческого подъёма, незадолго до гибели. Если перевести название поэмы с грузинского языка, то становится понятно, о ком будет идти речь в произведении: “мцыри” значит “неслужащий монах”. И несмотря на то, что речь в поэме действительно о неслужащем монахе, действие разворачивается вовсе не в стенах монастыря, а за его пределами, на лоне природы. Декорацией служит прекрасная, бушующая стихия; ледяные горные речушки; непроходимые леса и бескрайние степи прекрасного Кавказа, что позволяет автору не только выразить свое восхищение и любовь к природе тех мест, но и с точностью передать его настроение и душевное состояние. 

Поэма “Мцыри” относится к такому литературному жанру как реализм, а это значит, что Лермонтов хотел передать читателю всю полноту и яркость душевных смятений героя. Автору нужна была атмосфера страсти и свободы, которые охватывают мцыри на воле, нужно было передать силу его стремления сбросить оковы монастыря и ринуться в так называемый “другой мир”. Поэтому писатель решает в полной мере использовать описания окружающей среды героя и усиливать эмоциональный эффект от событий в его жизни за счёт природных явлений. Также он противопоставляет дикую степь, вольный простор тихой затворнической жизни в закрытых стенах монастыря. 

Автор не просто так делит свою поэму на две части, причём части эти явно не равные. Мцыри живет в монастыре несколько лет, но все эти годы могут уместиться лишь в нескольких мимолетных главах, в то время как всего три коротких дня, проведенных на свободе, занимают основную часть поэмы и такую же значительную часть в жизни самого героя. Эти три дня стали самыми яркими событиями в его жизни. Мы можем наблюдать, как герой проживает маленькую жизнь за это время, как раскрывается его характер и он больше прислушивается к себе, как начинает улавливать свои желания и понимать свой внутренний мир. Все эти изменения Лермонтов также подчеркивает при помощи природы и стихии, которые всегда сопутствуют описываемым событиям.

В первый день своего побега Мцыри видит прекрасную картину мира: «пышные поля», «причудливые, как мечты» горные склоны. Это вдохновляет героя на долгий путь, дает ему силы надеяться на лучшее. Видя эти прекрасные пейзажи, читателю невозможно не влюбиться в них, они захватывают воображение и заставляют затаить дыхание от размаха, силы и красоты. Кавказ всегда ассоциировался у русских людей со свободой, и когда мы читаем описание природы этих мест, мы начинаем понимать почему. Глубина и мощь того, что видит Мцыри, дают ему ощущение свободы — чувства, к которому он стремится всю свою жизнь. Далекие горы напоминают ему о семье, ему кажется, что где-то там его семья всё ещё ждёт его, и он таит надежду однажды вернуться в родные места, увидеть своих родных.

В ночь, когда Мцыри отваживается на побег, бушует сварочная гроза, но это совсем не пугает нашего героя. Напротив, автор тем самым еще раз подчеркивает единение души героя с природной стихией. Мы видим как контрастирует состояние Мцыри на фоне других монахов, как он бунтует, как неспокойно его сердце. Когда он говорит: «О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!», мы понимаем, в каком состоянии находится герой, что чувствует, как рад наконец вырваться на свободу. Далее мы поражаемся его смелости в схватке с барсом, Лермонтов, описывая их схватку пишет, что Мцыри полностью отдаётся животным инстинктам, даже “визжит” точно также, как зверь, что ещё раз подчёркивает его неделимое состояние с природой.

Можно сказать, что природа в поэме — это ещё одно действующее лицо. Герой постоянно обращается к ней, всё время обращает на неё своё внимание. И она преображается под его взглядом, становится живой, даже приобретает человеческие черты. Иногда мы видим, как природа разговаривает с ним, делает его путешествие осознаннее, поэтичнее: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота».

То, как происходит общение между героем и природой, помогает нам яснее понять взгляды самого героя, его внутреннее состояние. Удивительно, как ему удаётся воспринимать пейзаж во всей его полноте и совокупности, без акцента на отдельных деталях. Он смотрит на прекрасную живую картину и видит только бесконечную гармонию и полноту всех явлений. Что бы не произошло, что бы не было, этому найдется место. В этом можно уловить нотки зрелого взгляда на жизнь. Герой находит в себе способность находить естественность и красоту во всём, более того, он понимает, что он любит всё, что его окружает: и свет, и тьму, и день, и ночь, и холод, и жару, и ветер, и землю, и воду, и небо. Природа во всей своей полноте сливается с ним и открывает нам всю глубину его внутреннего мира. 

Природа становится тем “ключиком”, который отпирает дверь в глубины его подсознания. Он становится неотделим от неё, его “бунтующее” сердце успокаивается и наполняется покоем и благодарностью за незабываемую жизнь, подаренную ему.   

Подытоживая вышесказанное, можно отметить три ключевые роли, которые отведены природе в произведении “Мцыри”. В первую очередь, описание природных явлений и пейзажей выдает принадлежность поэмы к романтизму. Вторая роль отведена декорациям, которыми автор умело пользуется для передачи настроения героя, его внутренней борьбы и стремления к свободе. В-третьих, при помощи природы Лермонтов рисует для читателя яркие контрасты состояний, создает антитезы: природа и монастырь, жизнь дикаря и цивилизация. 

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector