Сочинение на тему: Образ и роль Иисуса Христа в поэме Александра Блока «Двенадцать»
Рассмотрим поэму Александра Блока «12», которую он написал после революции в 1917 году. Поэт был символистом, а свержение царя для него имело большую символичность, в которой была своеобразная и поэзия, и музыка. Автор услышал эту символичность и отметил ее в своих стихах. И он же сам не мог дать внятного и логического объяснения тому порыву, под действием которого он и написал поэму. Сам текст произведения является загадкой, ребусом, который сплетен, и понять его можно по большей части интуитивно.
Так, например, одним из часто задаваемых вопросов о поэме является вопрос относительно роли образа Христа в произведении. Образ является религиозным, и поэтому он не соответствует идеологии большевиков, которая строилась на атеизме. Но автор узрел во главе карателей именно образ Бога. Попытаемся разобраться в этом вопросе.
По словам самого автора, он хотел бы иного конца для поэмы, но он оказался именно таким. В произведении он передал истинную картину событий, которые творятся на улицах Петрограда. А это был хаос – там правил страх и отчаяние, там никто не понимал, как ему жить при новых правилах мира.
Произведение автор назвал в честь карательного революционного отряда, который проводил суды на улицах города. В состав отряда входило всего двенадцать человек. А символическое значение названия таково – оно отсылает к апостолам, которые занимаются подготовкой Земли к возвращению Иисуса Христа, они ждут его. В финале поэмы это удается дюжине карателей. Творчество поэта связано с религией, и Блок увидел в революции надежду на возвышение России, потому что с уходом царизма страна лишается сопутствующих недостатков.
Кроме того, поэт сам сильно верил в страну и надеялся на ее светлое будущее. И именно потому он увидел в качестве предводителя карателей Христа, ведь именно он умер для того, чтобы все остальные жили счастливо, и он же должен был прийти на Землю вновь, дабы установить на ней свое царство.
Но многие люди смущаются того, как не соответствуют некоторые благородные светлые идеи средствам, которые применяются для их достижения. Нашему взору показана кровь на улицах и царящий хаос, к которым имеют отношения те двенадцать, которые образовали карательный отряд. Но в финале атмосфера рушится резким и неожиданным образом Христа в белом венце из роз и с красным флагом.
В одной из глав один персонаж упоминает о Боге, из-за чего над ним насмехается товарищ. Ведь он уже убил, следовательно, он не должен говорить о Боге. И как раз в тот момент к ним примкнул сам Христос! Это оксюморон. Понять это сложно, главным образом из-за неопределенности – кем Христос предстал нам в произведении? Он Спаситель, или же он главенствует в царящем хаосе?
Судя по всему, в поэме Христос является образом будущего, до которого предстоит еще долгий путь. В его руках красный флаг большевиков, однако, на его голове венец из белых цветов, что говорит о том, что тот, у кого они имеет непорочные намерения и чистые деяния. И Блок считает, что как раз в это время открывается путь к Богу – страна полыхает, охваченная пламенем революции, на улицах убивают людей, но, тем не менее – это путь к царствию небесному.
Прокатившаяся по всей стране революция отличилась особой кровавостью и жестокостью, из-за чего стала страшным событием в истории России и других стран. Ныне же, когда читаются строки из поэмы, то чувствуется ирония Блока, о которой он не знал, из-за того что не знал будущего.
В итоге вышло следующим образом – идеология большевизма отказалась от религии, а поэт отказался от большевиков, и незадолго до своей смерти он потребовал, чтобы все варианты и экземпляры поэмы были уничтожены. А в словах о том, что впереди Бог – очень много горечи и насмешливости