Сочинение по роману Льва Толстого «Война и мир»: Духовные искания Пьера Безухова
Рассмотрим духовные искания одного из центральных персонажей романа Льва Толстого «Война и мир» — Пьера Безухова. Его присутствие наблюдается практически во всех главах, его образу уделено много внимания, как со стороны автора, так и со стороны читателей, благодаря чему можно проследить, как меняется его душевное состояние на протяжении всего романа.
Так, с первых страниц для читателей он показан, как наивный юнец, который идет на поводу тех, чье мнение считает более авторитетным, хоть и не всегда верным. Этому юноше выпадает дорога, полная трудностей и испытаний, пройдя через которые он предстает нам в конце романа как умный и благородный молодой человек, который уже знает цену жизни и настроен он теперь прогрессивно. Кроме того, он создал надежную и крепкую семью.
Первое знакомство с Безуховым происходит в заведении Анны Шерер, в процессе которого мы видим прямого и честолюбивого юнца, которому нравится Наполеон Бонапарт. Сам писатель был негативного мнения о вожде французов. Благодаря тому, что Пьер восхваляет Наполеона, писатель показывал, что он глубоко заблуждается, видя мир через «розовые очки».
Молодой человек считал, что деяния и войны французского императора приведут к тому, что народы будут освобождены. Он думает, что монархия – это тирания, однако он не знает и не хочет знать о жестких репрессиях, которые стали обычным делом в установившемся новом режиме во Франции. Пьер старается быть ближе к справедливости, но неверно понимает ее суть.
Кроме того, он ведом из-за юного возраста, что заметно при его общении с Андреем и Анатолем. Болконский потребовал, чтобы Безухов порвал отношения с обществом Анатоля, и Пьер согласился, однако тем же вечером был с Анатолем. Более того, в его компании он опозорился.
Слабохарактерность юноши и его незнание жизни приводят к тому, что Безухов попадает под влияние Курагина, который использует его, потом обманывает и забирает наследственные деньги. А Пьер, являясь человеком доброй души и вдумчивости, желает творить добро, но понимает, что существование в светской среде и брак с Элен для него бессмысленны – ему с ними не по пути. Ведь он стал, подобно им, тратить деньги впустую, и проживать жизнь праздно. А факт измены жены и то, что он разочаровался в себе, приводят к тому, что Безухов погрузился в депрессию, из которой его вытаскивают масоны и заражают его идеей о непорочной жизни в масонском братстве. Он желает приобщиться к ордену масонов и помогать претворять их проекты в действия, ведь эти проекты были направлены на улучшения жизни обычных людей.
Будучи под влиянием членов масонского ложе, Пьер Безухов занялся проведением реформ в своих имениях, которые облегчали существование его подведомственных крестьян. Однако и тут он попал впросак – его перехитрил староста, который делал вид, будто исполняет его волю. Но вместо этого он лишь использует невнимательность барина для получения денег. Так, поп, учивший детей крестьян за деньги князя, требовал денег и с самих крестьян. И выходило, что крестьяне выкупали своих детей из школы.
В то время, когда Безухов, будучи радостным и довольным, оповещал Андрея о своих успехах, тот сам уже все реформы сделал у себя, но не афишируя. Поэтому у Андрея преобразования для крестьян прошли более успешно, чем у Пьера. Вот и выходит, что Безухов – плохой стратег, но с благими и искренними намерениями, что достойно уважения. Однако с масонством он порвал, потому что понял, что оно является в основном только прикрытием членов ордена, которые используют свое положения для того, чтобы завести новые связи.
Моральные изыскания Безухова глубоки и в патриотизме. Так, он помогал финансово силам ополчения во время войны в 1812 году. Потом он принял участие в битве при Бородино, где оказывал моральную поддержку солдатам, рискуя получить пулю. Именно тогда он изменил свое мнение о Бонапарте, и больше не считал его освободителем. Им овладевает мысль убить императора, однако, находясь в оккупированной столице, он не ищет Наполеона, а помогает простым людям. Он спас ребенка, потом заступился за женщину. Поэтому и выходит, что Пьер растет духовно – он ошибается, и им часто овладевают сомнения, но он использует свои силы ради спасения людей, а не для убийств. За геройства он попал в тюрьму, где познакомился с Платоном Каратаевым, который стал для него духовным примером. Каратаев пошел в армию ради того, чтобы уберечь своего брата от войны, поскольку у того была семья. Он был простым мужиком, и он угостил пленного графа и утешил, а заодно научил любить людей.
Этого крестьянина Безухов стал считать олицетворением простоты и истины. Освободившись из плена, Безухов подобрел и стал гораздо проще. Он обрел свою гармонию и уже нашел новые жизненные приоритеты. Позже он женился еще раз, теперь уже по любви, и стал жить ради своей семьи и Отчизны. Он стал реформатором – как и раньше, он искал справедливости, но теперь уже делал это более разумно и обдуманно.
Вывод – моральные искания одного из главных героев романа Льва Толстого «Война и мир» Пьера Безухова являются своеобразной диалектикой его души. Пройдя через множество испытаний, он обрел свое счастье.