Сочинение: «Хрустальная» душа Ильи Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»
(570 слов) Произведение Ивана Гончарова «Обломов» писалось около 12 лет. Фрагмент «Сон Обломова» был опубликован отдельно, писатель говорил о нем, что это – увертюра всей книги. А сам роман увидел свет только в 1859 г. в «Отечественных записках». Тип центрального героя стал новым в сфере отечественной литературы. Его уникальность, неповторимость характеризуется выражением «хрустальная душа», и оно очень точно отражает особенную сущность внутреннего состояния главного героя.
Обломову наносят визиты гости, которые ценят его как собеседника, хотят знать его точку зрения по поводу того или иного городского события или предлагают посетить каком-нибудь мероприятие, но Обломову это неинтересно. Ничто и никто не в силах заставить его встать с дивана и участвовать в жизни светского общества. Для него было самым желанным и сокровенным родное поместье Обломовка, где проходили его детские годы. Для героя этот уголок был светлым раем, и только там протекала наполненная смыслом жизнь. Именно она стала тем идеалом, который Обломов пытался создать, став взрослым человеком.
Из прошлой жизни Илья Ильич взял такие духовные ценности, как доброту, отзывчивость, внимательность, толерантность ко многим недостаткам, существующим в современном обществе. Но наряду с достоинствами Обломов, став взрослым, обладал многими недостатками: он был нерешителен, застенчив, не готов противостоять поражениям, принимать удары судьбы. Любовь Обломова к Ильинской способствовала проявлению его смелых и благородных поступков. Он заступился за девушку, отстаивая ее честь. Но решимости и активности ему хватило ненадолго. На смену им пришли сомнение и неуверенность. Хрустальной душе Обломова было несвойственно принимать боль и грязь окружающего мира. Он не может пойти дальше. Его охватывает страх: а если не получится?
Люди, которые не проявляли в детстве активность и инициативу сами, или им не позволяли этого делать родные и окружающие, постоянно испытывают боязнь неудачи, неловкость поражения. Они не понимают, что путь к победе или к достижению жизненных целей не всегда бывает легким и не всегда состоит только из удач. Поражения тоже ведут к победе, если научиться их преодолевать. У них не было такого опыта. Одним из этих людей и был Илья Ильич.
Главный герой — человек романтичный и душевный, он хотел покоя, мира, добра для себя и для других. Про него очень тепло говорил его друг Андрей Иванович Штольц. Илья Обломов не понимал: к чему переживания, муки, треволнения? Зачем нужно страдать и изводить себя? Его душа была бессильна бороться. Ему неведомо то, что негативная, темная сторона бытия, тоже играет важную роль в становлении человека как личности, укрепляя и обогащая его внутренний мир. Отрицательный опыт закаляет человека, делает его серьезнее и мудрее.
Отчасти главный персонаж обречен, потому что его прекрасные, светлые мечты далеки от неидеальной, грубой реальности. Боясь их разрушить или очернить о неприглядную действительность, он старается сохранить свою душу чистой, незапятнанной, не обогащая ее тем негативным, что встречается в реальной действительности. Обломов обделяет собственную душу, не желая впускать в нее жестокость и злобу мира.
Илья Ильич добрый и отзывчивый, молодой мужчина не желает страдать сам и не хочет, чтобы страдали другие. Нужно отметить, что автор Иван Андреевич Гончаров по отношению к персонажу своей книги проявляет снисходительность. Он наделяет его как положительными, так и негативными чертами, показывает его реальным человеком.
Обломов и сам ощущал, что на донышке его души сокрыты добрые чувства, светлые, благие намерения, только лень и инфантильность, привитые ему в Обломовке, и неумение, и нежелание противостоять житейским неурядицам, навсегда сокрыли эти прекрасные внутренние качества. Его пассивность и несамостоятельность в принятии решений лишили его душу силы воли, стойкости, активной жизненной позиции. Если бы в семье Илюши Обломова подход к воспитанию был иным, то главный герой вырос бы великодушным, деятельным человеком, а не человеком с «хрустальной душой».