Сочинение: Главные герои рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»

Сюжет рассказа “Телеграмма”, написанного Паустовским в 1946 году, был взят из реальной жизненной истории Екатерины Ивановны Пожалостиной и ее дочери Насти. Автор лично знал эту семью и некоторое время снимал часть дома, принадлежащего героиням. Многие детали сюжета, как и образы героев, намеренно изменены автором, однако рассказ от этого не потерял своей удивительной реалистичности и трогательности. Чтобы почувствовать особую эмоциональную силу рассказа, нужно поближе познакомится с образами самих героинь произведения.

Первым делом автор рисует перед нами образ Екатерины Петровны — одинокой пожилой женщины, живущей в своём большом и пустом доме в селе Заборье. Внешность её описывается довольно удручающе: она сгорблена, невысока и печальна. Все её мысли занимает дочь — «единственный родной человек», которая давно перебралась в Ленинград и уже три года как не приезжала навестить мать. Старушка очень любит дочь, сильно тоскует по ней, но редко решается написать ей, дабы сильно не беспокоить. И даже на свои редкие письма Екатерина Петровна часто получает в ответ ничего, только пару скупых строк и двести рублей, будто дочь желает откупиться перед ней. Любое письмо, где дочь с душой говорила бы со своей матерью, было бы гораздо дороже для пожилой женщины, нежели любые деньги. 

Дома у Екатерины Петровны холодно, всё пропитано старостью. Автор называет дом мёртвым, говорит, что из него давно утекла вся жизнь. Дом отражает внутреннее состояние своей обитательницы, он будто тоже измучен и одинок. Дом становится неким символом внутренней пустоты всеми забытого человека. Образ Катерины Петровны печален до глубины души, он заставляет нас сопереживать и сострадать героине — она оставленная мать, которая тихонько плачет в своем одиноком, старом доме. Ощущение близости скорой смерти толкает героиню на последний отчаянный шаг — она пишет письмо дочери, моля её приехать, чтобы успеть свидеться в последний раз.

Особое место в рассказе занимают второстепенные персонажи, помощники Екатерины Ивановны в доме — девочка Манюшка и старик Тихон. Особо трогательно автор описывает момент с фальшивой телеграммой в адрес хозяйки, подделанной Тихоном. Телеграмма на мгновение даёт надежду умирающей женщине вновь увидеть дочь, но фраза «всегда любящая дочь ваша Настя» окончательно раскрывает обман, мать понимает, что таких слов Настя никогда не напишет. И Екатерина Ивановна не выдерживает такого удара, болезнь захватывает её с новой силой. 

Теперь поговорим о Насте, дочери Екатерины Петровны. Она молодая и талантливая художница, работает в Союзе художников в Ленинграде. Очень определяющим для читателя становится описание глаз Насти — они большие и холодные. Несмотря на муки совести по поводу брошенной матери, на затаенную тоску и обиду, она всё равно не отвечает на её письма. Даже понимая, что мать пишет ей предсмертное письмо, она остаётся холодна и занимает себя работой, мелкими домашними делами. Трудности дороги кажутся ей неподъемными и она будто бы отказывается принимать реальность и понять положение близкого человека. Мать ей пишет — значит она жива — вот мысль, которой ей достаточно, чтобы получить ложное ощущение спокойствия. Странно то, что на фоне игнорирования мольбы собственной матери, молодая художница находит время на заботу о совершенно чужом ей человеке — скульпторе Тимофееве. 

Но внезапно Настя получает которое послание от Тихона и от безразличия не остаётся и следа. Она мчится в село Заборье, но приезжает слишком поздно, Катерина Ивановна умирает. Времени, которого у Насти было слишком много за последние три года, сейчас не хватает даже на то, чтобы проститься с матерью. Она в раскаянии. Девушка понимает, что никто не будет любить ее так, как мать. Она чувствует огромную тяжесть вины перед ней и осознает, что теперь никто не сможет облегчить вину и скорбь в ее сердце. Стыд за свое “холодное сердце” заставляет её бежать из дома тайком, мучаясь горьким чувством вины и невосполнимой потери. Смерть Екатерины Петровны становится для неё горьким прозрением, «мутным и тяжёлым рассветом» равнодушного человека.

По-настоящему любили Екатерину Петровну и заботились о ней лишь два второстепенных персонажа — это девочка Манюшка, бескорыстно любящая Екатерину Петровну и помогающая ей, и сторож Тихон, мудрый и полный сострадания старик. Только эпизод с фальшивой телеграммой таит в себе столько тепла и сострадания к старушке, что мы чётко видим, насколько девочка и старик сопереживали ей и разделяли её печаль. Их внимание к бедам пожилой женщины ещё сильнее оттеняют то безразличие, с которым относилась Настя к письмам Екатерины Петровны. 

Не случайно автор добавляет в рассказ ещё один второстепенный образ — молодой учительницы, которая случайно попадает на похороны старушки. Став свидетелем печальной истории покойной, она вспоминает о своей матери и, кажется, даёт себе обещание не повторить тех ошибок, которые были сделаны Настей. 

Любой из читателей может найти общие черты с героями рассказа. Каждый из нас совершает ошибки. Мы забываем вовремя навестить своих родителей, откладываем на потом встречи с друзьями и родственниками, часто не осознавая, насколько обижаем своим “холодным сердцем” близких людей. Но в том и заключается невероятная сила искусства, чтобы дарить людям ценные уроки и мудрость, которую можно усвоить гораздо легче и раньше, пока ещё не стало слишком поздно. 

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Чего вам не хватает или что вам не понравилось в этой работе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector