Почему рассказ называется «Смерть чиновника»?
(335 слов) Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» относится к разряду анекдотических произведений, в которых автор рассматривает традиционную для русской литературы проблему (жизнь «маленького человека») через призму смеха. Даже во время первого прочтения бросается в глаза явное несоответствие между драматическим сюжетом и комическим тоном повествования. С одной стороны, уже из заглавия становится понятно, что в конце рассказа чиновника Червякова ожидает смерть (первым словом в заглавии является «смерть», последний словом в рассказе – «помер», так создаётся кольцевая композиция, завязанная на гибели героя), однако само происшествие и причина смерти персонажа настолько абсурдны, что трагический рассказ воспринимается как анекдот.
Однажды, сидя в концертном зале, Червяков чихнул и нечаянно обрызгал сидящего впереди генерала Бризжалова. На этом завершается завязка рассказа и начинается развитие действия, которое составляют попытки Червякова извиниться перед генералом. Здесь-то и проявляется новаторство Чехова в переработке образа «маленького человека»: персонажа никто не просит извиняться целых пять раз, унижаться перед начальством, вымаливать прощение, так как генералу, по сути, всё равно, он не держит зла на чиновника и пытается забыть о случившемся. Но ему это не удаётся, потому что виновник инцидента всячески пытается не только напомнить о своей провинности, но и убедить Бризжалова в том, что он очень виноват перед ним. И когда генерал не выдерживает и прогоняет Червякова, не пожелав в очередной раз выслушать его извинения, мир маленького человека рушится, он не понимает, как может чинопочитание быть не в угоду высокопоставленному лицу.
В заглавии «Смерть чиновника» речь идёт не столько о физической смерти, сколько о духовной гибели. Добровольное пресмыкательство и самоуничижение, а также та настойчивость, с которой чиновник пытается убедить генерала в своей вине, демонстрируют полную утрату человеческого достоинства. Дав рассказу такое заглавие, Чехов не только сразу же «убрал» интригу, раскрыв дальнейшую судьбу героя (читатель, даже приступив к прочтению рассказа, знает, что персонаж умрёт), но и обозначил главную проблему текста – моральное разложение человека, чья психология близка к мировоззрению «маленького человека», не мыслящего свою жизнь без чинопочитания. Таким образом, автор делает акцент на том, что зло исходит не столько от людей, обладающих властью, сколько от тех, кто пытается делать всё в угоду власть имущим.
Автор: Милана Асяева