Сны в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
(359 слов) Роман «Преступление и наказание» — сложное и многогранное произведение, затрагивающее социально-психологически-философские аспекты жизни человека и проблемы бытия. Следовательно, главный герой – многосторонняя и противоречивая личность: Достоевский тщательно прорабатывает образ Раскольникова при помощи не только портретных и речевых характеристик, описания интерьера и экстерьера, но и снов героя.
Сон – отражение внутренних переживаний человека, в котором отражаются потаенные уголки сознания, а разбросанные идеи и не связанные друг с другом отрывки мыслей складываются в единую картину. Так, в воспаленном мозгу Раскольникова рождаются фантасмагорические сны, подчас перемежающиеся с бредом (сон об Африке и блаженном оазисе, контрастирующем с образом Петербурга, и полусон-полубред о полицейском Илье Петровиче, бьющем хозяйку, который видит Раскольников после совершения убийства, боясь того, что его преступление вскоре раскроют).
Первый сон о заезженной кляче Родион Романович видит накануне преступление. Он переносится в свое детство, в родной городок, видит большой кабак, который кажется центром всего города, кладбище, церковь, могилы бабушки и младшего брата. Атмосфера сна душная, тяжелая, а основной мотив – смерть. Далее воображение рисует Раскольникову страшную картину: пьяные мужики до смерти забивают старую лошадь, которая не может «удовлетворить» их прихоти и сдвинуть с места телегу с семью пассажирами. Сон раскрывает противоречивость натуры героя. Раскольникову жаль лошадь, его ужасает такая человеческая жестокость, но ведь сам герой, убивая старуху, не чувствует жалости к ней.
Второй значимый сон отражает состояние героя уже после преступления: Раскольникову снится, что он, следуя за каким-то человеком, вновь попадает в квартиру старухи-процентщицы. Но старуха жива, она сидит в углу гостиной и смеется. Героя мучает, давит этот пронзительный смех-визг, но он не может избавиться от его источника – от старухи. Тогда он бежит и везде видит людей, которые будто бы знают, что он убийца. Сон порожден изнуренным болезнью сознанием Раскольникова, который чувствует и страх, и омерзение от совершенного убийства.
И наконец последний сон о «моровой язве», который герой видит уже на каторге, раскрывает несостоятельность теории Раскольникова: идея о «необыкновенности» и «вседозволенности» охватывает, словно болезнь, всех людей, из-за чего начинаются массовые преступления, кровь льется рекой, мир близится к апокалипсису. Сон страшен, как и сама идея о том, что есть люди, которым дозволено преступать закон.
Таким образом, сны – важная характеристика Раскольникова, так как в них не только отражаются душевные переживания, но и создается целостная картина художественного мира героя.
Автор: Милана Асяева